Порядок регистрации авто с измененной маркировкой упростят
Госавтоинспекция разработала поправки в действующий регламент о регистрации транспортных средств, которые опубликованы для общественного обсуждения. Если изменения будут приняты, то в документе регламента, наконец, появятся четко сформулированные требования к тому, в каких случаях ГИБДД не сможет отказать в постановке автомобиля на учет.
Теперь у автовладельцев появится возможность поставить авто на учет, даже при условии если идентификационные номера подверглись коррозии или когда в результате ремонта после аварии был уничтожен реальный идентификационный номер и его вварили заново. Если эксперты-криминалисты смогут установить, что маркировки, нанесенные на кузов авто, оригинальные, или определят, что восстановленные номерные знаки легитимны, такой автомобиль можно будет на законных основаниях поставить на учет. Им можно управлять, его можно дарить, а также продавать и покупать. То же самое касается испорченных ржавчиной номеров VIN.
Неоднозначная ситуация связана с предложением ГИБДД о постановке на учет угнанных автомобилей. До сих пор для большинства автовладельцев было неясно, что делать с авто, которое угнали, а потом нашли с перебитыми номерами? Продать его возможности не будет, ведь зарегистрировать в ГИБДД машину с перебитыми номерами нельзя. Новые поправки в регламент призваны решить этот спорный вопрос.
Однако проблема, которую, видимо, не учли или не захотели принять во внимание разработчики поправок, заключается в том, что с введением новации может начаться рост криминализации на рынке подержанных авто и коррупции в Госавтоинспекции, а также повышение числа угонов в стране. Стоит отметить, что в 2015 году в Москве было зарегистрировано 8700 фактов угона автомобилей, а на всей территории России это число составило 36 323 автомобиля. Несмотря на то, что по сравнению с 2014 годом число автокраж по стране сократилось на 8 процентов, из-за кризиса увеличилось количество угонов автомобилей "под разбор", а также краж, которые были характерны в 1990-е годы: колес, дворников, фар, аккумуляторов, зеркал и автомагнитол. Причем всплеск этих преступлений отмечен не где-то на периферии, а именно в столице. Также, если обратиться к официальной статистике, можно отметить, что и общероссийские показатели преступности за 2015 год выросли на 9 процентов. А учитывая, что экономическая ситуация в России нестабильна, принятие поправок, облегчающих автоугонщикам легализацию и продажу краденых машин, станет дополнительным стимулом для увеличения числа автокраж, как в столице, так и в регионах, куда обычно перегоняют угнанные авто. В основном это Казахстан, Дагестан, Чеченская Республика.
В подтверждение этому можно привести еще вот какой пример. В докризисный период, в 2013-2014 годах одними из самых угоняемых авто были Land Rover, Mazda и Toyota, а сегодня это Hyundai Solaris, Mazda 3 и Kia Rio. Перемена в предпочтениях угонщиков связана с тем, что на запчасти для бюджетных авто выше спрос. А поскольку с принятием поправок легализовать угнанный автомобиль не будет представлять никакой проблемы, то после изменения уникальных номеров кузова и двигателя мошенникам не придется ждать несколько месяцев, для того, чтобы авто перестали искать. Они будут сразу обращаться в ГИБДД и "договорившись" с экспертами регистрировать угнанные автомобили на абсолютно законных основаниях.
Для того чтобы этого избежать, ГИБДД необходимо тщательнее продумать все возможные риски от введения поправок и обсудить их не только со своими экспертами, но и с независимыми специалистами.