Новости

28.03.2016 23:20
Рубрика: Власть

Штраф по сходной цене

Нажиться на установке камер на дорогах - сложно
Желающих лихачить под камерами стало меньше вдвое. Фото: Артем Коротаев / ТАСС
Желающих лихачить под камерами стало меньше вдвое. Фото:
Информация о том, что коммерческая фирма установит за год более тысячи новых дорожных камер в Подмосковье, вызвала неоднозначную реакцию и такие же комментарии.

По официальным данным, власти Московской области подписали соглашение с компанией, по которому коммерсанты установят в регионе больше тысячи камер видеофиксации. Возвращать потраченные средства будут за счет отчислений с каждого штрафа - 233 рубля в течение 12 лет. Сумму подсчитали быстро - за эти годы она составит 4,9 миллиарда рублей.

Основной аргумент критиков - коммерсанты на автолюбителях однозначно будут наживаться. Власть с таким подходом не согласилась, заявив, что фирму проверили вдоль и поперек, включая "наличие уголовных дел и недоимок перед бюджетом". Компромата на нее не нашли.

Но скептики не унимаются. По их мнению, фирма по установке камер будет заинтересована в максимальном наказании водителей - ведь ее доход зависит не от безопасности движения, а от того, насколько опасно водители ездят. Если все будут соблюдать правила, то компания потеряет прибыль.

Власть не согласна с таким подходом, объясняя, что манипуляции невозможны. Камеру установят только там, куда укажет ГИБДД. Коммерсанты лишь обеспечивают техническую возможность фиксации. А возможности увеличить количество штрафов у них нет.

Но это не первое обвинение для тех, кто ставит камеры. Буквально месяц назад в крупном сибирском городе на митинге против установки новых камер на дорогах звучали примерно те же аргументы - властям вместо того, чтобы платить коммерсантам, лучше ремонтировать дороги. Но нигде в стране камеры не ставили сами власти, а лишь подписывали договоры на производство работ.

По мнению почетного адвоката России Алексея Куприянова, "линейный" прогноз окупаемости, составленный путем умножения суммы штрафов, выписанных в первый год, на число лет концессии, явно ошибочен.

- Вне всякого сомнения, количество нарушений, зафиксированных камерами, и, соответственно, выручка оператора будет сокращаться с каждым годом. Основная задача камер по всему миру в том и состоит, чтобы предупреждать нарушения.

По словам Алексея Куприянова, эта тенденция отлично видна на примере МКАД. Вереница машин нарушителей еще полгода назад заполняла резервные полосы в обе стороны. После внедрения камер, фиксирующих каждый автомобиль, объезжающий пробку таким образом, резервные полосы практически очистились. А в ближайшие годы по той же причине не останется желающих ездить в Подмосковье по обочинам, выезжать в городах на занятые перекрестки, проскакивать на красный...

- Да, при внедрении новой системы контроля имели место анекдотичные случаи фиксации значительных превышений скорости даже у троллейбусов. Но эти технические издержки преходящи. Практически невероятны предсказания того, что при отсутствии нарушителей их начнут выдумывать. Невероятны по ряду объективных причин, во-первых, это уголовное преступление. Как минимум мошенничество, а возможно, и еще целый букет подходящих к случаю статей Уголовного кодекса.

Во-вторых, большинство автовладельцев смогут в суде доказать свою невиновность средствами "объективного контроля". Записью видеорегистратора, фиксацией движения мобильного телефона с GPS и ГЛОНАСС. С каждым годом эти возможности будут расти, а судебная практика все более и более будет опираться на подобные доказательства.

Руководитель адвокатской конторы заявляет: "Представляется очень выгодным для государства, обойдясь без бюджетных расходов, переложить все затраты на частного инвестора-концессионера именно потому, что никто из чиновников не ставит задачи пополнить штрафами тот или иной бюджет. Этот тезис относится к штрафам любого рода и в любой области, от автодорожных до налоговых и таможенных.

Штраф - наказание за административное правонарушение и одновременно главный аргумент в борьбе за безопасность дорожного движения. Мало найдется желающих оплачивать несколько "срочных фото на документы" по дороге на дачу.

В этом смысле подмосковная концессия - более прогрессивная форма, чем аренда такого оборудования.

С другой стороны, не исключены нарушения при выборе подрядчика для установки и эксплуатации камер фотофиксации. Разобраться с этим - обычная задача ФАС. Она рассматривает ежемесячно десятки подобных споров".