28.03.2016 00:46

Дальний свет в конце подъема

Эксперты предсказывают рост рынка в 2017-2018 годах
В нынешнем году государство планирует выделить в помощь авторынку около 138 миллиардов рублей. Среди мер поддержки - льготное автокредитование, лизинг, trade-in, а также субсидирование ряда государственных и муниципальных закупок.
Меры государственной поддержки автопрома расчищают дорогу для российских производителей. Фото: РИА Новости Меры государственной поддержки автопрома расчищают дорогу для российских производителей. Фото: РИА Новости
Меры государственной поддержки автопрома расчищают дорогу для российских производителей. Фото: РИА Новости

По итогам прошлого года отечественный авторынок рухнул на 36 процентов. Причем именно благодаря мерам господдержки падение удалось сгладить, выпустив по разным программам около полумиллиона машин. Это общие показатели, но сегмент коммерческого транспорта здесь, что называется, находится в тренде. И обновление парка в прошлом году забуксовало. Не видят перевозчики особых перспектив и в нынешнем году. "Сейчас транспортные компании сильно ограничены в пополнении собственного парка ТС. Это связано с попыткой оптимизировать затраты из-за незначительного спада в спросе на перевозки, а также ужесточения некоторых правил: ограничения движения крупнотоннажных авто, увеличения стоимости акцизов, повышения требований к экологическим стандартам ТС и т.д. Сейчас единственным выходом остается поддержание своего парка в рабочем состоянии. К покупке транспорта обращаются лишь в крайней необходимости, и то это либо подержанные авто, либо ТС отечественного производства", - рассказал начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин.

"В 2015-м рынок новых грузовиков (CV+HCV) сократился на 42 процента до 51 тысячи единиц, - сообщил "РГ" ведущий аналитик агентства "Автостат" Алексей Муханов, - снижение началось еще в 2013 году, но в 2015-м влияние негативных факторов усилилось: подорожавшие кредиты, рост цен на новую технику и снижение грузооборота заставляет многих игроков отказываться от обновления парка. Возможно, ситуация на рынке начнет улучшаться с 2017 года. А в 2016-м при оптимистичном сценарии рынок может упасть на 15 процентов (до 44 тысяч штук), а при пессимистичном - на 32 процента (до 35 тысяч)".

1,65 миллиона автомобилей было продано в России в 2015 году. В том числе - 152 тысячи единиц в сегменте коммерческого транспорта (грузовики, спецтехника и автобусы)

Для импортных автомобилей, по словам эксперта, основным фактором падения продаж стала невозможность сдержать рост цен. Производимые в России иномарки также сильно зависят от стоимости привозных комплектующих. Цены на грузовики отечественных брендов растут меньшими темпами. Кроме того, КамАЗ и ГАЗ запустили новые модели, способные конкурировать с зарубежными.

"2016 год будет не менее трудным для всех участников рынка, чем предыдущий", - предлагает свой прогноз руководитель управления продаж коммерческого транспорта ГК "АвтоСпецЦентр" Константин Ерофеев.

На рынке легких коммерческих LCV и грузовых HCV ситуация во многом будет зависеть от господдержки. По прогнозам экспертов, в 2016-м россияне приобретут в собственность не более 90-100 тысяч LCV. На рынке HCV объемы продаж в этом году могут 47-55 тысяч, сообщил эксперт.

"Авторынок цикличен, - считает директор по маркетингу и рекламе "КамАЗа" Ашот Арутюнян. - В нынешнем веке в сегменте грузовиков 14+ он продемонстрировал высшую (122 тысячи единиц в 2007-м) и низшую (36 тысяч в 2015-м) точки развития. Считаю, что на 120 тысяч штук в год рынок может выйти примерно в 2022 году".

Насколько эти ориентиры окажутся близкими к действительности, покажет время. По крайней мере, в прогнозе рынка за прошлый год ошиблись все аналитические агентства! Производители также опасаются быть "кассандрами". "Первые показатели января не были обнадеживающими, но в целом слишком рано делать какие-либо прогнозы. Любой долгосрочный взгляд сейчас - это выстрел в воздух, слишком много параметров влияют на рынок", - подчеркнул гендиректор "ДАФ Тракс Рус" Ари Хeндрикс.

Судя по статистике АЕБ, "Автостата" и некоторых других агентств, отрицательную динамику продемонстрировали все сегменты и все игроки рынка. Менее всего (минус 18 процентов) пострадали автобусы, поскольку они активнее всего участвуют в государственных и муниципальных закупках. Производители же прочей техники не рискнули раскрыть "РГ" масштабы своего бедствия. "Динамика продаж Scania была нисходящей", - ответил коммерческий директор "Скания-Русь" Сергей Яворский. "Мы идем в общем тренде", - подчеркнул Ари Хeндрикс. На фоне общих потерь малотоннажное подразделение "Мерседес-Бенц РУС" выглядит просто везунчиком, потеряв в сегменте среднеразмерных малотоннажек "лишь 16 процентов", крупноразмерных - 22 процента. "И это не так плохо", - подчеркнул вице-президент компании по малотоннажным автомобилям Сорен Хезе .

"РГ" решила выяснить у экспертов и участников рынка, какие меры поддержки отрасли и спроса на ее продукцию они считают наиболее продуктивными. "Самые эффективные меры господдержки спроса на рынке - программы льготного автолизинга и автокредитования, а также субсидирование закупки регионами газомоторной техники. Поддержка отечественных производителей при нынешних экономических условиях - одна из главных мер для повышения спроса на рынке комтранспорта в РФ", - ответил Константин Ерофеев.

"Госпрограмма стимулирования производства отечественного автотранспорта с помощью лизинга - одна из популярных и эффективных программ поддержки, - согласен гендиректор лизинговой компании "ТрансФин-М" Дмитрий Зотов, - иные методы поддержки комтранса лежат за рамками отрасли и связаны с общей экономической ситуацией: будет улучшение инвестклимата, рост ВВП - будет и рост спроса на новую технику".

Инфографика РГ: Антон Переплетчиков / Ирина Фурсова