Мы решили разобраться, как работает сервис поиска по фотографии и как его можно использовать. Первое, что приходит в голову, - это сервис для развлечений. Встретил в метро симпатичную девушку, но подойти постеснялся. Можно сделать фото, а с помощью сервиса попробовать поискать ее в соцсети и написать сообщение.
Но на самом деле вариантов применения нового приложения может быть гораздо больше. Например, он может быть интересен мошенникам и злоумышленникам. "Они могут сфотографировать человека, например, рядом с его машиной, найти аккаунт в социальной сети, а дальше можно спрогнозировать множество вариантов от возможных угроз до требования выкупа за скрученный номер, - рассказал "РГ" начальник отдела подготовки биометрических решений компании "Техносерв" Иван Тихонов. - Просто и технологично, даже не надо записки под стекло подсовывать. Радует одно. Качество работы подобных систем поиска на небольших базах данных приемлемо, но с повышением поисковой выборки результат значительно ухудшается вместе с вероятностью правильного распознавания".
Действительно, поиск не всегда работает верно. По моей фотографии FindFace нашел мой аккаунт в социальной сети, при этом предложив еще около 80 похожих на меня людей. А вот с фотографией моего коллеги оказалось сложнее - я получила пять аккаунтов людей очень похожих и еще около сотни просто похожих людей. Из этого можно заключить, что, не зная имени человека, найти нужный аккаунт будет сложновато.
Для распознавания лиц в программе используется специальный алгоритм. "Анализируется определенное сочетание точек на лице, эти сочетания увязываются между собой по математической модели, и таким образом строится шаблон лица, - объяснил Иван Тихонов. - Это классическая биометрическая задача - найти в базе данных построенный шаблон лица искомого человека. Но в отличие от тех же отпечатков пальцев лицо, как биометрическая характеристика, нестабильно. Это и естественное старение, и условия фотографирования, и мимика. Все это разнообразие факторов особо остро чувствуется в социальных сетях и приводит к ухудшению качества поиска". Именно поэтому для систем идентификации по изображению лица принят сценарий вывода в качестве результатов поиска не конкретного человека, а рекомендательного списка, объяснил эксперт. Ведь искомая персона может оказаться менее похожа, по мнению системы, чем десять фотографий других людей, которые на своих фотографиях изобразили такую же милую улыбку.
С точки зрения бизнеса сервисы поиска по фото позволят точнее определять целевую аудиторию интернет-рекламы на основе больших данных. "Допустим, человек зашел в магазин бытовой техники, где его лицо зафиксировала камера видеонаблюдения, а программа определила профиль в социальной сети, - представил руководитель направления коммуникационного маркетинга и SMM Kokoс Group Кирилл Крутов. - Используя полученные данные, рекламодатель сможет показывать посетителю магазина объявления о скидках или новых товарах как в "ВКонтакте", так и на других рекламных площадках. По такому же принципу возможен таргетинг рекламы по интересам или местоположению пользователей".
Приложение вряд ли подойдет для профессионального поиска по фотографии, к примеру, для модельных агентств или рекрутеров. Несмотря на то что сервис подбирает похожих людей по 80 признакам, но в них не входит, к примеру, цвет волос. Таким образом, в поиске блондинки с голубыми глазами он вряд ли поможет. А вот силовым ведомствам сервис может быть полезен для поиска преступников. "Сегодня уже есть накопленные базы фотографий преступников и подозреваемых, активно развивается сеть камер наблюдения, которые дают возможность получить фотографии с места преступления, - отметил Иван Тихонов. - Кроме того, фактически биометрический поиск по изображению лица позволяет искать не только по фотографии, но и по фотороботу".
На рынке подобных сервисов немного. Широко известный биометрический сервис поиска по изображению лица, пожалуй, только один - это MS OxfordProject. У него сходная задача - распознавание образов, которая реализована в большом глобальном поисковике Google. У Facebook также есть алгоритм работы с фотографиями: при добавлении изображений с людьми из списка друзей соцсеть их определяет и предлагает отметить.
Проведенный среди пользователей социальной сети "ВКонтакте" опрос показал, что 75 процентов пользователей согласны, что технологии распознавания лиц должны применяться для поиска пропавших людей, а также в целях борьбы с терроризмом, расследования и предотвращения преступлений. По данным "Центра исследования массового электронного сознания" (ЦИМЭС), более 25 процентов респондентов положительно относятся к подобным сервисам.
Результаты опроса также показали, что наибольшую поддержку технология поиска по лицам получила у подрастающего поколения. Так, среди подростков до 18 лет к ее введению положительно отнеслись 30 процентов опрошенных. Отрицательное отношение к подобным сервисам чаще всего встречалось среди респондентов в возрасте от 35 до 44 лет.