"Хичкок/Трюффо": документальный фильм о беседе двух новаторов
Снял картину Кент Джонс, известный американский киновед и сценарист. Неудивительно, что объектами его дебюта стали легендарные для киновселенной личности.
Итак, в 1962 молодой, но уже заявивший о себе "400 ударами" (1959) французский режиссер Франсуа Трюффо решает побеседовать со своим кумиром - сэром Альфредом Хичкоком. Последний на тот момент - уже звезда, передовик империи грез. Фильмы он выпускал периодично. А слоганы афиш повторялись в популярной мысли: "Такое мог снять только Хичкок" - очевидно, намекая на остросюжетность повествования.
Зритель воспринимал картины признанного мастера триллера исключительно как развлекательные. Купившего билет в кинотеатр привлекала детективная канва и экранные перипетии. А молодого Трюффо - то, как все это снята. Накопились вопросы, на которые Альфред Хичкок согласился ответить.
В маленькой, пропитанной табачным дымом комнате при помощи переводчицы началось одно из самых длинных в истории жанра интервью. Продолжительность его - восемь дней. Носители разных языков, казалось, понимали друг друга с полуслова. Один - на заре славы, второй - в ее зените. Разговор записали на пленку. Эту редкую аудиозапись Кент Джонс частыми эпизодами включает в картину, что делает ее особенно привлекательной для фанатов кино.
В начале киноленты - краткий экскурс по книге. В кадре появляются маститые киноделы. Уэс Андерсон, Дэвид Финчер, Мартин Скорсезе, Оливье Ассайас, Киёси Куросава и многие другие - родившиеся в разных странах, каждый - со своим уникальным почерком. Они рассказывают, как познакомились с книгой - и как для некоторых из них "Хичкок/Трюффо" стала отправной точкой к началу большой карьеры.
Время показало, что Хичкок был не просто "мастером саспенса", но еще и новатором - и стал стилистически примером для многих последующих поколений. Впрочем, сам-то он на киноплощадке чувствовал себя прорабом, актеров же - простыми рабочими. Будучи архитектором по образованию, он с математической точностью придерживался строго прописанного сценария. И с той же педантичностью относился к постановке света, работе с фактурой и формой, что и делает его работы столь визуально привлекательными. Вот только потом сам мастер переживал: не стал ли такой подход тисками. Те переживания и прочувствовал на необъяснимом уровне Франсуа Трюффо. Главная цель его интервью - доказать величие собеседника.
Лента Джонса построена на архивных кадрах и эпизодах из картин "Хичкока". Например, из "Головокружения" (1958) - по мнению многих критиков, одного из самых интересных в фильмографии маэстро, однако в премьерные дни едва "отбившем" свой бюджет. Об этом относительном провале Хичкок и Трюффо у Джонса тоже говорят. Причем мэтр - невозмутимо. Такие вставки определенно добавляют документалке шарма.
Добавляют его и другие детали, подчеркнутые Кентом Джонсом. Мы восхищаемся юмором Хичкока, радуемся энтузиазму молодого Франсуа Трюффо. Которого, кстати, в фильме не хватает. Режиссер он крупный - но в "Хичкок/Трюффо" излишне прочно занимает место интервьюера.
Как бы то ни было, Джонс напомнил, что сэр Альфред Хичкок поменял лицо киноиндустрии, подарив нам настоящие шедевры. Такой посыл говорит о том, что у создателя документалки были благородные намерения. От которых картина эмоционально выигрывает еще сильнее.
4.0