На фестивале Ростроповича состоялась премьера "Русалочки" Цемлинского

В рамках Седьмого международного фестиваля Мстислава Ростроповича в Москве 2 апреля в Большом Зале Консерватории прозвучал скрипичный концерт Э. Элгара (солист - Борис Бровцын) и малоизвестное российскому слушателю произведение Александра фон Цемлинского на знаменитый сюжет Г.Х. Андерсена "Русалочка" в исполнении Лондонского Филармонического Оркестра под управлением маэстро Владимира Юровского. После концерта дирижер Владимир Юровский поделился впечатлениями с читателями "РГ".

Владимир, что значит лично для Вас выступать сегодня на этой сцене в рамках фестиваля имени Мстислава Ростроповича, посвященного еще и 90-летнему юбилею Галины Вишневской?

Владимир Юровский: Для меня это огромная радость, и главное - радость, ставшая традицией: на Фестивале Ростроповича мы выступаем уже третий раз: первый раз был 4 года назад - в 2012 году. В этом году, помимо особенно памятных дат, о которых Вы сказали, еще и другой юбилей: 60 лет со дня первого приезда Лондонского Филармонического Оркестра в Россию (тогда СССР). И, кстати сказать, одним из произведений программы также был Скрипичный концерт Элгара. В этом есть преемственность поколений, и это очень волнительно. Я также очень рад, что благодаря Ольге Ростропович мы сыграли этот концерт с Борисом Бровцыным (это была ее идея). Борис - замечательный музыкант.

Симфоническая фантазия "Русалочка", написанная Александром фон Цемлинским более 100 лет назад, была надолго забыта, отчасти, возможно, оттого, что ее премьера предшествовала в одном концерте эффектной симфонической поэме А. Шенберга "Пеллеас и Мелисанда". Сегодня состоялось первое исполнение в России оригинальной версии "Русалочки". Чем она отличается от других?

Владимир Юровский: Ольга Ростропович - смелый человек, каждый раз она берет малоизвестные сочинения в программу Фестиваля. Вот сейчас взяла Цемлинского, которого никто, кроме меня, в России не играет. По крайне мере, именно это его сочинение. Тринадцать лет назад я его дирижировал, и это был единственный раз, и то в другой версии. Оригинальная версия "Русалочки" на 10 минут длиннее. Перед премьерой Цемлинский сам ее сократил.

В какой ее части?

Владимир Юровский: Во второй части - там, где наибольшее количество современных на 1904 год идей, и Цемлинский явно побоялся, что это не будет воспринято публикой на тот момент, и сам наступил на горло своей песне. Такая автоцензура. Но сегодня мы представили это сочинение впервые в России в оригинальном виде, и я очень этому счастлив. И глубокая благодарность великим ушедшим Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской. Слава Богу, обоих мне довелось узнать лично. К сожалению, не удалось поработать с ними как музыканту, но те идеалы, ради которых они жили - живы и сегодня. Я очень счастлив, что есть возможность приезжать раз в два года с этим замечательным коллективом в Москву и играть не только классический репертуар.