Учителя, как рассказывал глава Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян, сами попросили большую часть обсуждения посвятить освещению "трудных тем" в истории. Здесь и происхождение Древнерусского государства, которое на Украине пытаются выдать за миф, оценка личности Ивана Грозного, роль Октябрьской революции… Спорные моменты истории все активнее используются в целях манипуляции - идет война интерпретаций, бесплодная и разрушительная борьба с собственным прошлым. Об этой проблеме говорил Сергей Нарышкин.
"Вы видите, во что пытаются превратить нашу общую историю недобросовестные политики на Украине, выискивая и намеренно раскрашивая в выгодные для них цвета примеры раскола и извращая и замалчивая факты единения", - обратил он внимание учителей. Так, на Украине "воюют с собственным прошлым даже в географических названиях и заставляют полюбить предателей и палачей".
Гротескные формы эта попытка забыть собственную историю приобрела и в Польше. Недавнее предложение польского Института национальной памяти о сносе 500 памятников советским воинам-освободителям, конечно же, возмутило Российское историческое общество. "Считаю, что не только ветеранские организации, но и историки разных стран, не говоря уже о политиках, претендующих на статус ответственных, обязаны жестко реагировать на такие проекты", - призвал глава РИО.
Ключевая тема съезда - новые линейки учебников. На основе нового стандарта преподавания истории подготовлены шесть новых линеек учебников, три из которых одобрены. В РАН отдельно подготовили и концепцию преподавания всеобщей истории в школе с учетом последних исследований. Но процесс полного перехода на новые учебники завершится только к 2020 году, так что в РИО по-прежнему ждут мнений учителей на эту тему.
"Более 700 тысяч ребят почти год занимаются по новым учебникам истории. И Российское историческое общество, и министерство образования и науки внимательно следят за ходом их апробации, ориентируясь прежде всего на ваше мнение",- сказал Нарышкин преподавателям.
Российские учителя истории обладают высокой профессиональной квалификацией - и это не только мнение главы РИО. "В прошлом году прошло тестирование учителей истории на добровольной основе и анонимно, - напомнил он. - Признаться не сомневался, что результаты будут хорошими. Как владение новой концепцией, так и высокая квалификация наших преподавателей были подтверждены". В тестировании приняло участие 6 тысяч учителей истории из 80 регионов.
В нынешнем году общество намерено провести викторину по истории и реализовать программу поощрения лучших учителей по этому предмету.
Вслед за едиными линейками учебников по истории придут аналогичные по обществознанию - нынешние ученые и учителя считают непонятными для детей, бессистемными и "аморфными". Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов на съезде заявил о старте разработки концепции преподавания обществознания. По его словам, министерство окажет поддержку историкам в ее разработке.
Академик Чубарьян признался, что даже ему иногда сложно понять, что хотели донести до читателей их авторы - что уж говорить о детях. Он посоветовал при формировании единой концепции обратиться к опыту советской системы образования, где существовал предмет по изучению Конституции СССР. "Через Конституцию можно сделать доступными все проблемы: это политическая система, это и избирательная система, это права - что самое важное - и обязанности гражданина, что должны усвоить наши молодые люди", - уверен ученый.