05.04.2016 09:51
    Поделиться

    В ЦФО ухудшилась ситуация с ОСАГО

    Впервые после нашумевшей истории с отзывом и возвратом Росгосстраху лицензии на оформление полисов ОСАГО в регионах вновь фиксируют случаи нарушения прав автовладельцев и навязывания им дополнительных услуг.

    Штраф за двойной полис

    Центробанк России по обращению прокурора Костромской области оштрафовал директора регионального филиала страховой компании "Согласие" за навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Поводом для скандала стало обращение в надзорное ведомство жителя Шарьинского района, у которого возникли сложности с приобретением полиса.

    - Проверкой установлено, что заявитель обратился в ООО "Страховая компания "Согласие" с намерением заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Мужчине отказали, обязывая заключить также договор страхования жизни или жилья, - сообщили в прокуратуре.

    В ведомстве посчитали, что действия страховщиков являются навязыванием дополнительных услуг и противоречат требованиям законодательства. По результатам проверки прокурор возбудил в отношении директора филиала компании дело об административном правонарушении за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг.

    Решение шарьинского прокурора поддержал замруководителя Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ РФ. По результатам рассмотрения дела руководителя страховой компании оштрафовали на 50 тысяч рублей. Правда, пока это решение в законную силу не вступило, поскольку оспаривается в апелляционном порядке. Об этом "РГ" сообщил директор предприятия Олег Горбачев. По его словам, за 2015-2016 годы в филиал не поступило ни одной жалобы от автовладельцев, в связи с чем "у компании не имелось оснований для принятия каких-либо мер реагирования". Следовательно, с решением прокуратуры и Центробанка о привлечении его к административной ответственности за навязывание дополнительных услуг в филиале не согласны.

    Показательная порка

    Напомним, в мае 2015 года за аналогичные нарушения Центробанк ограничил действие лицензии на выдачу полисов ОСАГО для крупнейшей на российском рынке компании "Росгосстрах". В результате она лишилась права заключать новые договоры и вносить изменения в действующие. При этом ее обязали обслуживать убытки по страховым случаям и исполнять ранее взятые обязательства.

    Частичный отзыв лицензии у Росгосстраха вызвал панику на страховом рынке. Компания представила документы о том, что приняла "комплекс мер по изменению порядка заключения и обслуживания договоров ОСАГО, в том числе в части полного информирования потребителей об их правах при покупке полиса". Менее чем через две недели действие лицензии компании было восстановлено в полном объеме. При этом в Центробанке заявили, что "будут осуществлять мониторинг использования страховой организацией нового порядка на практике".

    Кроме этого, в ЦБ предложили Российскому союзу автостраховщиков (РСА) внести изменения в правила профессиональной деятельности, направленные на "повышение качества предоставления услуг по ОСАГО" и уровня удовлетворенности потребителей, а также на снижение напряженности в сегменте в целом.

    Корреспонденту "РГ" в качестве автовладельца довелось попасть в офис Росгосстраха вскоре после возврата лицензии. Продлить страховку тогда удалось без всяких проблем и без навязывания дополнительных договоров. Правда, стоимость полиса, несмотря на отсутствие страховых случаев, оказалась вдвое выше, чем двумя годами ранее, когда на ОСАГО действовали более умеренные тарифы.

    Уже через несколько месяцев после "показательной порки" выяснилось, что решить проблему навязывания дополнительных услуг не удалось

    Тем не менее уже через несколько месяцев после "показательной порки" выяснилось, что испуг оказался недолгим, и полностью решить проблему навязывания дополнительных услуг при оформлении полисов в России не удалось.

    Амнезия федерального масштаба

    Из ряда регионов продолжили поступать жалобы автовладельцев на то, что, несмотря на серьезное повышение тарифов, они до сих пор сталкиваются с фактами навязывания дополнительных услуг по страхованию жизни и имущества при попытке приобрести полис ОСАГО. Некоторые компании искусственно снижают пропускную способность офисов и число операционистов, занимающихся оформлением документов. В результате попытка приобрести полис без "довеска" оборачивается для граждан многочасовой потерей времени в очередях.

    В феврале 2016 года по многочисленным жалобам водителей администрация Костромской области провела мониторинг оказания услуг по оформлению полисов ОСАГО в страховых компаниях региональной столицы. Результаты оказались неутешительными.

    - В ходе проверок выявлены факты ненадлежащего оказания услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В компании "Росгосстрах" и отдельных офисах компании "Согласие" полисы ОСАГО предоставлялись при условии страхования жизни и здоровья автовладельцев. В пунктах продаж СК "Согласие" на момент посещения имелись большие очереди. В компании "Согаз" процедура оформления одного полиса занимала 45 минут на одного клиента, а в ЖАСО - более часа. СК "Уралсиб" предоставляла услугу только по предварительной записи более чем за неделю. В ВСК запись на осмотр автомобиля осуществлялась только по пятницам в течение одного часа, - сообщили в обладминистрации.

    По итогам проверок губернатор Сергей Ситников поручил создать рабочую группу, в которую пригласил представителей региональных департаментов экономики и финансов, Центробанка, а также страховщиков, перевозчиков и автовладельцев.

    - Посмотрите, как идут возмещения по страховым случаям. Если необходима законодательная инициатива по наделению дополнительными полномочиями регионального представительства Центробанка - мы готовы оказать поддержку. Наша задача - чтобы люди получали качественные страховые услуги, а компании были под региональным надзором, - обратился он к участникам рабочей группы.

    Комментируя ситуацию с продажей полисов ОСАГО, представители ряда страховых компаний заявили, что существенный рост тарифов оказался недостаточным и страхование обязательной автогражданской ответственности продолжает оставаться невыгодным. Это толкает их на различные ухищрения и попытки искусственно снизить объемы продажи полисов. При этом правила дорожного движения запрещают езду без ОСАГО. Согласно КоАП РФ, размер штрафа за отсутствие полиса составляет 800 рублей. Именно такую сумму, как правило, и требуют с автовладельцев страховые компании за дополнительные услуги, отказываясь продавать ОСАГО без них.

    Их в дверь, они - в окно

    Некоторые водители, не сумевшие вовремя продлить полисы из-за искусственных ограничений, продолжают ездить без страховки на свой страх и риск. Есть и те, кто перешел к не вполне законным "крайним мерам", начав приобретать поддельные документы. В феврале представители Российского союза автостраховщиков заявили о том, что на рынке появились фальшивые полисы ОСАГО, которые можно купить через Интернет всего за 300 рублей вместо 5-6 тысяч. При этом эксперты отметили, что внешне эти бумаги мало отличимы от настоящих.

    Количество поддельных полисов в России достигло миллиона единиц. Причем внешне они мало отличимы от настоящих

    Количество "липовых" страховых документов в России, по оценкам страховщиков, достигло уже миллиона единиц. Таким образом, сегодня каждый сороковой договор страхования автогражданской ответственности может оказаться фальшивкой. За минувший год по жалобам страховщиков в стране было закрыто 128 сайтов, предоставлявших столь сомнительные услуги. В то же время, по данным регионального УМВД по Костромской области, несмотря на проблемы с оформлением полисов ОСАГО, жители региона в большинстве своем законопослушны. Во всяком случае, во время рейдов ГИБДД на местных дорогах пока не удалось поймать ни одного водителя с поддельными документами.

    В управлении по обеспечению деятельности мировых судей региона также отметили, что судебные процессы, связанные с ОСАГО, касаются не предъявления к оплате поддельных полисов, а споров о недополученных страховых возмещениях. При этом в 2015 году число таких дел возросло. По мнению судей, внесенные в законодательство поправки, которые ужесточат ответственность страховщиков, станут для них "действенным стимулом и позволят снизить количество обращений граждан".

    Одной из мер по борьбе с навязыванием дополнительных услуг при продаже ОСАГО специалисты считают введение электронной продажи документов через Интернет, минуя операционные офисы компаний. Оплатив полис банковской картой, клиент может распечатать его на принтере и спокойно выезжать на дорогу. Впрочем, пока сделать это получается не везде и не всегда. Так, при попытке обновить полис ОСАГО через сайт компании "Росгосстрах" корреспондент "РГ" получила отказ в предоставлении услуги. После ввода требуемой информации на экране монитора появилось разъяснение, что электронная продажа нового документа невозможна, если до истечения действия старого остается более двух месяцев.

    Тем временем, по данным председателя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, в эту общественную организацию продолжают поступать жалобы водителей на отказы в продаже полисов ОСАГО в офисах страховых компаний.

    - Скажите, когда же закончится произвол с этим навязанным нам оброком в виде зеленой бумажки? Застраховать автомобиль невозможно без дополнительных платных услуг, и это после отзыва у "Росгосстраха" лицензии. У нас в поселке единственная страховая - это "Росгосстрах". Раньше страховался в "Цюрихе". Сейчас офис закрылся, ближайший в городе Шуе (40 километров) или Иванове (80), но из Шуи отправляют в Иваново. В Иванове прием по полисам с 9 до 13 часов. В "Росгосстрахе" в Иванове очередь занимают с двух часов ночи. Каждый день кататься в город, чтобы тупо постоять в очереди, у меня нет желания, а главное - возможности. Я не могу отпрашиваться с работы постоянно, тем более у нас с вакансиями вообще беда. Место потерял - в лучшем случае найдешь тысяч за пять в месяц. Но и без машины у нас никуда. До больницы - 40 километров. У меня трое детей. Ближайший детсад - в трех километрах. Общественного транспорта нет, для такси на каждый день зарплаты не хватит. Единственный выход - плюнуть на этот полис и ездить без него. В прокуратуру я ходил, но мне там сказали: "Давай аудио- или видеозапись, только тогда мы будем что-то делать". Этому ОСАГО минимум 10 лет, а с каждым годом проблем все больше и больше, - рассказал корреспонденту "РГ" житель поселка Савино Ивановской области Александр Котков.

    - Страховые компании на всех уровнях кричат, что подобных проблем больше нет. Придется опять начинать выездные проверки, сбор доказательств. Видимо, отзыв лицензии ничему не учит, - прокомментировал ситуацию Сергей Канаев.

    Компетентно

    Игорь Юргенс, глава Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков:

    - В настоящее время продажи электронных полисов в стране вышли на уровень порядка 10 тысяч штук в неделю. Общее число проданных полисов с момента старта проекта составило около 120 тысяч. РСА не видит никаких проблем в технологическом смысле относительно реализации проекта всеми компаниями, которые работают на этом рынке, с точки зрения готовности системы АИС РСА. Тем не менее мы понимаем, что этот процесс сложный, поэтому у ряда игроков на рынке могут быть некоторые сложности по переходу на этот проект. РСА ведет консультационную работу с ГИБДД по проверке электронных полисов ОСАГО на дороге, в настоящее время нам не известно о жалобах со стороны их владельцев, у которых бы возникали сложности с проверкой действительности. Ранее Банк России сообщил, что предлагает обязать всех страховщиков, работающих на рынке ОСАГО, заключать договоры в электронном виде на всей территории России с 1 января 2017 года. Но пока это является правом, а не обязанностью страховой компании. В настоящий момент электронные полисы предлагают 15 страховых компаний из 81, имеющей лицензию на ОСАГО.

    Поделиться