Лавров: Необходимо найти политическое решение конфликта в Карабахе

Глава российского МИД Сергей Лавров стал гостем в Баку, где состоялась трехсторонняя встреча министров иностранных дел РФ, Азербайджана и Ирана. Здесь, на берегу Каспия, совсем не ощущается, что всего в нескольких сотнях километров, на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе, неделю назад возобновились самые масштабные за последние 20 лет боевые действия, в которых Баку и Ереван обвиняют друг друга. По словам Лаврова, Россия как сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта и страна, "у которой очень тесные и  дружеские отношения с Арменией и Азербайджаном", поддерживает инициативы, которые должны помочь вернуть доверие в регион.

В Баку Лаврова встречал президент республики Ильхам Алиев, накануне принявший гостя из Москвы в своей рабочей резиденции. Традиционно встречи прикаспийских государств проходили в формате "пятерки" - с участием также Казахстана и Туркмении, однако президенты Азербайджана, Ирана и России решили попробовать новый формат переговоров, чтобы рассмотреть совместные интересные проекты. Перед камерами Сергей Лавров, Эльмар Мамедъяров и Джавад Зариф обменялись тройным рукопожатием - оно получилось витиеватым, как запутанные региональные проблемы, которые предстояло обсудить дипломатам. На Смоленской площади подтвердили, что переговоры готовились заранее, но тревожные события в ночь на 2 апреля внесли коррективы в повестку, и тема Нагорного Карабаха вышла на первый план.

- Мы не могли обойти стороной эскалацию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, - рассказал Сергей Лавров на совместной итоговой пресс-конференции, напомнив, что в пятницу Баку посетит премьер-министр России Дмитрий Медведев, прилетевший ранее в Ереван. - Мы должны помочь нашим близким друзьям достичь договоренности, которые будут выполняться. При этом укрепление доверия в зоне конфликта не означает, что мы должны забыть о поиске всеобъемлющего политического решения.

- Не дело, когда снайперы смотрят друг на друга каждый день в лицо - нервы могут дрогнуть, - признал Лавров.

От проблемы Нагорного Карабаха не может остаться в стороне и Иран. Ведь он граничит с непризнанной Нагорно-Карабахской республикой, и несколько случайно залетевших снарядов уже разорвались на его территории. В этой ситуации Тегеран старается действовать дипломатично, чтобы также иметь возможность выступать посредником между сторонами конфликта. С одной стороны, Иран объединяют глубокие исторические связи с Баку (азербайджанская диаспора в ИРИ в несколько раз превышает население 9-миллионного Азербайджана, а сами азербайджанцы, как и иранцы, исповедуют шиитскую ветвь ислама). С другой стороны, Иран развивает отношения с Арменией, активно инвестируя в ее энергетику и транспортную инфраструктуру.

И в Москве, и в Баку, и в Тегеране говорят о перспективах глобального транспортного коридора "Север - Юг". Это была одна из главных тем  переговоров "тройки". Речь идет о потенциальном объединении железнодорожных магистралей, которые свяжут бассейны Персидского залива и Каспия с выходом как в Азию, так и в Европу. Тегеран и Баку договорились о достройке в этом году железнодорожного моста через пограничную реку Астара, который свяжет две страны. Останется достроить участок на иранской территории от Астары до Решта. Сергей Лавров рассказал, что профильным ведомствам трех стран предстоит теперь предметно обсудить финансовые и технические возможности проекта, к которому могут подключиться российские компании.

На Смоленской площади говорят, что эксперты также обсуждают возможности транзита электроэнергии из России в Иран через азербайджанскую территорию.

Кстати

Сергей Лавров рассказал, что обсудил с коллегами в Баку "каспийскую проблематику" - дипломаты договорились продолжить работу над проектом Конвенции о правовом статусе Каспия, которая должна лечь на стол президентов стран "каспийской пятерки" к саммиту на высшем уровне, который пройдет в июле  этого года.

Как известно, между "северными" странами - Россией, Азербайджаном и Казахстаном - царит  согласие по поводу принципов разграничения сфер на Каспиии. Наша страна участвует в освоении крупнейшего каспийского газового месторождения Шах-Дениз в Азербайджане, в то время как между Баку и Тегераном, а также Ашхабадом остаются противоречия. Иранцы, контролирующие лишь около 13 процентов каспийского бассейна, настаивают на разделе морского дна и шельфа на пять равных частей. Остальные страны "пятерки" с этим не согласны. Зато ИРИ могла бы претендовать на несколько нефтяных месторождений, которые Азербайджан считает своими - из-за них в прошлые годы между иранцами и азербайджанцами возникали серьезные инциденты в акватории Каспия.  С другой стороны, Россия и Иран выступают заодно против строительства каких бы то ни было трубопроводов по дну Каспийского моря без согласования со всеми соседями по региону.

Справка "РГ"

Армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха начался в 1988 году, когда Нагорно-Карабахская автономная область, населенная преимущественно армянами, объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. В ходе кровопролитной войны 1992-1994 годов, унесшей жизни от 15 до 25 тысяч человек с обеих сторон, Баку потерял контроль над непризнанной Нагорно-Карабахской республикой. Урегулированием конфликта занимается Минская группа ОБСЕ по Нагорному Карабаху, сопредседателями которой выступают Россия, Франция и США.

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ".