Сегодня каждый крупный музыкант стремиться сделать свой фестиваль. Скоро Вы открываете III Транссибирский Фестиваль. Что для Вас было важно, когда вы организовывали его и - ведь совсем рядом проходят "Звезды Байкала" - в чем его особенность?
Вадим Репин: Предыстория Фестиваля такова. Моя жизнь шла, я вел свой сезон, но довольно долгое время мои коллеги и друзья в Новосибирске, конечно, ориентируясь на Дениса Мацуева в Иркутске, который делает такое важное дело у себя на родине, напоминали мне время от времени, что пора подумать о своем фестивале. Я несколько лет вынашивал эту идею, и когда новый концертный зал имени Каца был достроен, я понял, что настал момент, когда нужно и можно приглашать самых лучших артистов на планете для выступления в Новосибирск.
Само название фестиваля "Транссибирский" вызывает ассоциации, прежде всего, с путешествием, построением "моста", связи востока с западом - это и стало нашей главенствующей идеей: построить артистический мост между западом и востоком, объединяющий пространство искусства и культуры, где люди могли бы свободно общаться на эмоциональном человеческом уровне, объединенные общим языком музыки.
В третьем опусе фестиваля эта идея начинает выстраиваться: восточная часть в этом году будет очень сильной (концерты пройдут в Японии, Южной Корее, Израиле), и я очень надеюсь, что в следующем году этот мост достигнет и западной стороны.
Уникальность нашего фестиваля в том, что это АРТ-фестиваль, в котором происходит масса интересного в плане искусства, главное - на самой высокой планке вкусов, в формате элегантного соединения жанров, с участием маститых легендарных личностей.
Кто-то делает ставку на звезды и лучшие оркестры, как, например, Фестиваль Ростроповича, только что завершившийся в Москве, кто-то - на новые имена, как Денис Мацуев. Ваш фестиваль - помимо своей географии - впечатляет и размахом репертуара и кругом приглашенных мировых звезд, таких как Пинхас Цукерман, Борис Березовский, Миша Майский, Даниил Трифонов, и др. Что для Вас программность фестиваля - выстраивание круга композиторов или имена артистов?
Вадим Репин: У меня был интересный случай в жизни, когда много лет назад, легендарный сейчас, австрийский пианист Рудольф Бухбиндер пригласил меня выступить на его фестивале в Австрии. Он озвучил дату своего приглашения, и сказал: "Исполни то, что тебе хочется больше всего, в чем твой конек и чем бы ты хотел блеснуть". Это абсолютный выбор. Мне кажется, в этом был для меня "звонок", который я вспомнил при составлении программы фестиваля.
Я представляю наш фестиваль в виде дерева со множеством веток, и каждая олицетворяет определенную репертуарную направленность. Это, с одной стороны, премьерность, это и большая просветительская программа, которую мы назвали "Дети детям" (где выступают юные музыканты вместе с большими мастерами для детской публики). Третья ветка - это нечто необычное: в первом фестивале и на этот год у нас будет, своего рода, музыкальный "капустник", где люди смогут вдоволь насмеяться. Чтобы сделать это мастеровито, со стороны артистов мы пригласили Алексея Игудесмана, который неизменно имеет фантастический успех. Следующая ветка - это разножанровость. В этом году мы выбрали художественное кино. В прошлые два года у нас был в гостях совершенно изумительный знаменитый Джон Бриткат, снявший массу документальных фильмов о великих личностях в искусстве. Был представлен его фильм "Рудольф Нуриев", посмотрев который, я узнал, что он родился в поезде на транссибирской магистрали. Такая связка! Необычно и неожиданно. В этом году - это фильм Эдмунда Гулдинга "Любовь" (1927г.), снятого по мотивам романа Льва Толстого "Анна Каренина" с Гретой Гарбо и Джоном Гилбертом в главных ролях. Кстати, этим проектом мы открыли Перекрестный год культуры Великобритании и России в Англии три недели назад.
И, наконец, сама атмосфера фестивальности для меня тоже очень важная веточка на этом дереве. Кроме того, там идет еще много разных программ: выставки и мастер-классы. Молодежь очень ждет приезда такого ранга артистов, поэтому мы организовали серию мастер-классов в Новосибирской консерватории с Пинхасом Цукерманом, Мишей Майским, Борисом Березовским. Все, кто к нам приезжают, дают согласие. Я, в свою очередь, тоже практически в каждой стране, где был, проводил мастер-классы: в результате, я сейчас почетный профессор пятнадцати академий, наверное.
Вы упомянули полижанровость: помимо музыки и кино, на Фестивале будут проекты, объединяющие музыку и поэзию в посвящение Шекпиру, а также музыку и танец. Ваш проект со звездой мирового балета Светланой Захаровой можно считать имиджевым знаком Фестиваля - никто не делал ничего подобного. Чем интересно для Вас сотрудничество с балериной?
Вадим Репин: Это отдельная тема, для отдельного интервью! Скажу так: для меня творчество Светланы Захаровой уникально. Наблюдая за Светланой во время выступлений с разными дирижерами и оркестрами в разных театрах, я видел, что она реально может импровизировать на сцене и на каждый эмоциональный позыв музыки откликаться своим выражением. Поэтому на сцене каждый раз происходит нечто непредсказуемо-прекрасное и недоговоренное. Для нее музыка - неотъемлемая часть ее искусства. В концерте "Па-де-де на пальцах и для пальцев" на каждую выраженную мной музыкальную эмоцию она должна ответить движением: увеличить эту эмоцию, или создать конфликт - в зависимости от того произведения, которое мы исполняем. Связь движения и музыки, которые между собой переговариваются, это самый интересный элемент нашей программы. Естественно, мы репетируем, и друг друга прекрасно понимаем и знаем, но, тем не менее, наш совместный концерт - это всегда вдохновение, вдохновение еще и друг другом.
Уверена, многие с нетерпением ждут именно этот концерт. Я - точно. Основная, хотя и далеко не единственная площадка фестиваля - Новосибирск. Что Вы чувствуете, возвращаясь в город, где началась Ваша музыкальная судьба?
Вадим Репин: Я прожил в Новосибирске 18 лет: там я вырос, там сформировался мой характер и был построен фундамент моей личности. То время для нас, тогда подающих надежды квази-вундеркиндов (квази, потому что нас тогда было много), было потрясающее. С нами работал непревзойденный Захар Брон, который начинал свою педагогическую деятельность именно в Новосибирске, и у него было огромное количество прекрасных талантливых ребят. У нас уже тогда, в 80-е годы, была активная концертная деятельность. Помню, свой первый концерт в Карнеги Холле в Нью-Йорке я сыграл в 1986 году, примерно тогда же были гастроли в Токио, а ранее - во Франции, Англии, Италии. И когда мы возвращались, для нас составлялась отдельная программа и в школе, и в консерватории, а многие предметы мы изучали в индивидуальном порядке с педагогами. Интеллектуально я понимаю, насколько это было фантастически! Сейчас, наверное, это было бы очень трудно организовать. С другой стороны, я только сейчас начинаю понимать, насколько мы все были заняты! Наш дневной график был, наверное, как сейчас: максимум, два часа есть в день, чтобы перевести дух. Так что Сибирь всегда будет моей Родиной! Была такая советская шутка: жизнь или начинается, или кончается в Сибири (смеется). Как же без шутки: это меня вчера Ургант заразил (Прим.автора - на съемках программы Первого канала).
Среди гостей Фестиваля есть люди, с которыми Вас связывает личная история?
Вадим Репин: Всех нас, участников фестиваля, связывает, прежде всего, профессиональная дружба и замечательные человеческие отношения. Я понимаю, насколько это трудно: человек-артист берет на себя бремя путешествия. Это все таки не из Парижа в Брюссель, а, почти, как в Гон-Конг лететь. Поэтому каждый человек, который приезжает на Транссибирский Фестиваль, для меня является очень важной персоной и делает меня реально счастливым человеком. Они нам оказывают и честь, а мы в свою очередь пытаемся быть по-сибирски хлебосольными.
Некоторые концерты Вы дублируете в Красноярске и Омске. Почему для Вас важно развивать фестиваль в регионах?
Вадим Репин: Наш следующий далеко идущий план - внедрить музыкальное образование в общеобразовательные школы в разных регионах страны. Такая практика была в советские годы, и как-то незаметно это ушло. Для развития мышления и кругозора ребенка, для того, чтобы стать культурным человеком, он должен знать хотя бы азы музыкального искусства, уметь петь и танцевать хотя бы вальс. Нужно внедрить эти навыки в образование именно в юные годы, пока дети впитывают все, как губка. Мы со Светланой видим это нашей дочери: я поговорю с ней двадцать минут по-английски, на следующий день она сама будет этими словами обратно козырять. Это крайне важный для развития детей возраст. И я надеюсь, что нам получится на местах, в регионах, заразить своей идейностью тех людей, от кого это зависит, что бы все культурное образование вернулось в программу школы. И мы всех ждем на Транссибирском Арт-Фестивале!