Медведев провел переговоры о ситуации вокруг Нагорного Карабаха

Премьер-министр Дмитрий Медведев считает, что конфликт в Нагорном Карабахе лучше оставить в замороженном состоянии, чем решать его ценой крови.

Глава российского правительства два дня в конце прошлой недели провел в Закавказье, где занимался урегулированием конфликта вокруг Нагорного Карабаха. В четверг у него состоялась встреча с руководством Армении, а из Еревана премьер сразу же отправился в Баку, чтобы выслушать другую сторону.

Оценки сторон, как и всегда, когда речь идет о спорной территории, звучат диаметрально противоположно. Ереван инициатором последнего витка противостояния считает Баку, в столице Азербайджана корни проблем видят в другом.

Президент Ильхам Алиев заявил, что азербайджанские земли уже долгие годы находятся под оккупацией. "Характер боестолкновений, которые произошли в начале апреля, говорит о том, что никаких намерений начинать широкомасштабные военные действия у нас не было и нет, - заверил глава республики. - Мы просто защищали свои позиции, защищали мирную жизнь своих граждан".

В одном - во всяком случае, на словах - позиции сторон совпадали. Большого желания продолжать боевые действия нет ни у тех, ни у других, и практически в один голос они повторяли слова о неизбежности переговорного пути решения конфликта, растянувшегося на десятилетия. "В ходе моих бесед и с коллегами из Армении, и с коллегами из Азербайджана я не услышал ни от президентов, ни от премьер-министров утверждений о том, что единственным способом разрешения конфликта является военный путь эскалации", - подчеркнул Дмитрий Медведев, комментируя журналистам итоги своей двухдневной поездки.

- Наоборот, все сказали, что путь разрешения этого очень сложного конфликта лежит через переговоры и что не существует альтернативы сохранению перемирия и превращению перемирия в долгосрочный мир. Вот это важнее всего, - уверен глава правительства России.

Все необходимые форматы - Минская группа ОБСЕ - для политического диалога существуют давно, стороны конфликта и посредники проводят регулярные встречи. "Это, к сожалению, как мы видим, не является гарантией от такого рода обострений и от драматических событий, которые произошли совсем недавно, - заявил российский премьер. - Тем не менее сейчас создавать что-то новое было бы вдвойне опасно, потому что тем самым мы бы парализовали работу. Я считаю, что нужно успокоиться и вернуться за тот стол переговоров, который создавался последние 20 лет".

- Ну а роль России очевидна, потому как мы участники Минской группы, мы сопредседатели, мы никогда не уходили от ответственности, - добавил Медведев. - Президент (Владимир Путин. - Прим. "РГ"), как только все это произошло, позвонил и президенту Алиеву, и президенту Саргсяну, высказал нашу позицию, призвал стороны успокоиться, вернуться за переговорный стол, начать консультации, объявить перемирие.

Долгие годы конфликт вокруг Нагорного Карабаха оставался в замороженном состоянии. Его новая горячая фаза дала поводы говорить о необходимости окончательного разрешения ситуации. Проблема в том, что любое решение кому-нибудь обязательно не понравится, а значит, быстрого выхода из ситуации нет. "Так вот, если вы спрашиваете меня, то, выбирая между сохранением конфликта в замороженном состоянии, то есть отказом от того, чтобы его быстро разрешить, и ценностью человеческой жизни, которая приносится на алтарь разрешения конфликта, я все-таки выбираю второе, - высказал премьер в интервью ведущему программы "Вести в субботу" Сергею Брилеву. - То есть пусть лучше сохраняется та ситуация, которая есть, но не льется кровь".

Правда, не всегда нагорнокарабахская тема сопровождается мирным тоном заявлений, направленных на то, чтобы остудить горячие головы. Оказалось, что отдельные политики вполне готовы, как говорится, подлить масла в огонь. В частности, президент Турции заявил, что Россия является стороной этого конфликта. "Все конфликты так или иначе в определенный период могут быть завязаны на политические решения. Поэтому я не исключаю, что и в этом случае существуют факторы, которые влияют на этот конфликт извне, - подчеркнул Дмитрий Медведев в интервью. - Вот вы назвали турецкий фактор. Наверное, этот турецкий фактор есть - хотя бы потому, что Турция высказала свою позицию".

- Вместо того чтобы призвать успокоиться, сказать: давайте снова вернемся за переговорный стол, давайте снова начнем обсуждать, давайте прекратим стрельбу, - были даны определенные оценки. Для чего? Для того чтобы подлить масла в огонь? Вот это, безусловно, не может не настораживать, - сказал премьер.

Ситуация вокруг Нагорного Карабаха остается под пристальным вниманием президента России Владимира Путина. На прошлой неделе глава государства обсудил с постоянными членами Совбеза РФ урегулирование армяно-азербайджанского конфликта и провел телефонный разговор с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым на эту же тему.