О чем в эти минуты размышлял Керри? Сожалел ли о случившемся или, напротив, мысленно был уверен, что без этих бомб - "Толстяка" и "Малыша" - потери его страны во Второй мировой войне могли оказаться существенно выше? Около года назад в доме престарелых в возрасте 92 лет скончался последний член экипажа американского самолета, сбросившего ядерную бомбу на Хиросиму. Теодор Ван Кирк по прозвищу "Голландец" ничуть не сожалел о случившемся и, по мнению американцев, был и остается национальным героем.
Госсекретарь США с непроницаемым лицом отстоял положенные траурные мероприятия, сфотографировался вместе с встречавшими его школьниками на фоне памятника и единственного, сохраненного с 1945 года, полуразрушенного здания Хиросимы. А затем сделал запись в гостевой книге мемориала, которая впоследствии была размещена для публичного просмотра. Тем самым, возможно, Керри обезопасил себя от упреков недоброжелателей: никаких намеков на извинения в записи нет. В ней говорится, что музей в Хиросиме - напоминание о необходимости не только покончить с ядерной угрозой, но и посвятить все усилия тому, чтобы не допускать войн вообще. Все предельно политкорректно. Не менее сдержанным выглядит объяснение Керри мотивов, по которым он решил посетить Хиросиму: "это не касается прошлого, это касается настоящего и будущего".
После Второй мировой войны Вашингтон сделал многое для того, чтобы изменить сознание японцев. И преуспел в этом. Но официальный Токио, в свою очередь, стремился стереть из памяти будущих поколений жителей страны Восходящего солнца события, связанные с ядерным ударом США. Вот как описывает нынешнюю Хиросиму корреспондент немецкой газеты DiePress: "символ Хиросимы - это "мир". Здесь есть парк Мира, музей Мира, монумент Мира, универмаг "Мир" и даже кексы "Мир" в привокзальном киоске". По мнению немецкого журналиста, "Мир" в Хиросиме стал товаром. В целом, если раньше в местных японских школах регулярно выступали свидетели тех событий, то теперь дети в Хиросиме знают о трагедии 6 августа только из учебников. А в них написано, что Япония, как агрессор, частично несет за произошедшее историческую ответственность.
Несколько лет назад мне довелось беседовать с бывшим японским дипломатом, профессором университета Васэда господином Акио Кавато о той роли, которую сыграл Вашингтон в формировании мировоззрения страны Восходящего солнца. Мой собеседник, в частности, рассказал, что до Второй мировой войны в Японии существовали специальные высшие и средние школы, где готовили будущую элиту. Но сразу после капитуляции американцы закрыли эти школы. И вместо прежней схемы воспитания элит они ввели, так называемый, демократический строй, при котором был усилен элемент равенства. Этим воспользовались Компартия и Соцпартия: через профсоюз школьных учителей они противодействовали возвращению прежней схемы воспитания, формировали жесткую уравниловку. Поэтому, объяснил мне Акио Кавато, широкие массы ненавидят само слово - "элита". Разумеется, можно спорить с моим собеседником, но как утверждают многие эксперты "ограничения, наложенные на послевоенную Японию, придали специфический характер ее послевоенному развитию".
И сегодня встречавшие Керри в Парке мира Хиросимы японские школьники искренне приветствовали госсекретаря, чья страна 71 год назад сбросила атомные бомбы на Хиросиму (взрыв убил от 70 до 100 тысяч человек) и Нагасаки (там погибло от 60 до 80 тысяч человек). Но теперь для отношений двух государств это далекая история, которая не должна влиять на современное настоящее. О чем собственно и говорил Джон Керри. А мэр Нагасаки пригласил президента США Барака Обаму, в свою очередь, посетить Хиросиму и Нагасаки в мае во время саммита "семерки". Но также как в случае с визитом Керри, ни о каких извинениях и даже сожалениях со стороны главы Белого дома по поводу случившегося почти 71 год назад речь не шла. Для Вашингтона события тех лет перевернутая страница, переданная в руки ученых мужей. Похоже, аналогичной позиции придерживаются японские власти. Сегодня, по мнению экспертов, японское движение в защиту мира ослабело настолько, что официальный Токио может вести речь об изменении послевоенной конституции, где зафиксирован отказ страны от применения силы в качестве политического средства при решении международных конфликтов. И Вашингтон поощряет такую историческую "забывчивость".
Воспитанные под "американским сапогом" японцы (после Второй мировой войны США полностью контролировали финансы и внешнюю торговлю Японии, держали под пристальным наблюдением ее органы правосудия, полицию, ограничили в правах дипломатию и парламент) сегодня подзабыли об этих деталях своего прошлого и, во всяком случае на публике, не придают им большого значения. Относят их к "издержкам" борьбы с милитаризмом прежних токийских режимов. А потому не требуют ни от Керри, ни от Обамы извинений за трагедию 1945 года. Но кому оставил напоминание о необходимости не допускать войны госсекретарь США в гостевой книге мемориала Хиросимы? Японцам, которые с момента окончания Второй мировой избегали участия во всех вооруженных конфликтах? Или это скрытый намек своей собственной стране, ее будущим руководителям? То о чем госсекретарь не мог говорить вслух, будучи скованным бюрократической дисциплиной.
А ведь как часто в вопросах войны и мира слова Вашингтона расходились с делами. Об одном из таких фактов недавно, выступая на медиафоруме Общероссийского народного фронта, упомянул президент Владимир Путин. Речь шла о заключенном в 2000 году между Россией и США соглашении об оружейном плутонии, где прописывались способы переработки радиоактивных материалов. Россия, по словам Путина, построила, как было зафиксировано в договоре специальные предприятия для их переработки. А вот американские партнеры это сделать отказались, пойдя на прямой подлог, извратив суть Соглашения. В итоге американцы сохранили высокообогащенное ядерное топливо, которое, при необходимости, могут вновь извлечь, переработать и опять превратить в оружейный плутоний. Так кто же в большей степени нуждается в напоминании о необходимости покончить с ядерной угрозой (о чем гласит запись Керри) - официальный Токио или Белый дом?
И еще одна небольшая, но весьма красноречивая деталь. В штаб-квартире ООН, расположенной в Нью-Йорке, действует постоянная выставка, посвященная событиям в Хиросиме и Нагасаки. Синдзи Микамо был одним из немногих, кто пережил страшную бомбардировку. Он передал свои оплавленные часы, на циферблате которых жар взрыва сохранил тень стрелки, показывающей 8:15, в ооновскую экспозицию. Эти часы, как наглядное напоминание о японской трагедии, долгое время считались одним из самых знаменитых экспонатов. Но недавно выяснилось, что они исчезли. В ООН объяснили, что часы были украдены и найти их не представляется возможным...
Власти США и Японии договорились о переносе американской военной базы "Футэма" в густонаселенном городе Гинован на острове Окинава в северные районы того же острова. Местные жители многие годы выступают за полный вывод военного объекта США в другую часть Японии. Но в Вашингтоне об этом не хотят и слышать. А официальный Токио со своей стороны поддержал планы Пентагона построить на севере Окинавы новый военный аэродром.