Опросы, проведенные в школах, показали, что школьники активно пользуются мобильными телефонами для самостоятельной подготовки к урокам и общения в процессе обучения. Самые востребованные приложения - Facebook, MSN Messenger и Skype. Помимо этого, ученики охотно пользуются Google Docs для совместной работы над документами.
Все больше школ вводят программу "1:1" - учителя и ученики получают ноутбук или планшет для работы. Помимо ноутбуков, планшетов и смартфонов появилось множество устройств, делающих обучение интересным и понятным. Например, интерактивные доски - большие сенсорные экраны, связанные с компьютером и проектором, на которых можно писать, вносить пометки и так далее.
Учителя, которые всегда играли важную роль в передаче знаний, по-прежнему необходимы, но их роль меняется. Сейчас они не просто вещают с кафедры, но и оказывают непрерывную помощь в повседневном получении знаний. Устройства, подключенные к Интернету, а также онлайн-сервисы позволяют родителям лучше понять, насколько хорошо успевают в учебе их дети. Кроме того, с помощью гаджетов повышается эффективность общения родителей с учителями и школьной администрацией.
Но цифровым становится не только среднее, но и высшее образование. Драйвером внедрения информационных технологий в учебные заведения выступил возрастающий по всему миру спрос на образование. По данным исследования Eduson.tv "Education Forecast 2040 Russian", к 2020 году только в Китае каждый год в университетах будут учиться 51 миллион студентов. Традиционное образование уже не справляется с потоком студентов, и школы не могут принять всех желающих. Выходом становятся массовые открытые онлайн-курсы. Их количество увеличилось в разы за последние пять лет, и онлайн-образование в Интернете уже стало достаточно бытовой темой. Сейчас среди университетов США 96 процентов предлагают хотя бы один онлайн-курс.
Благодаря Интернету появились новые учебные модели, заменяющие традиционные классы. "В их числе Khan Academy, позволяющая прослушивать лекции, находясь дома, и делать домашнюю работу в классе, - рассказал эксперт по развитию бизнеса Ericsson в регионе Северная Европа и Центральная Азия Евгений Уткин. - Студенты, обучающиеся в Индии в рамках проекта Hole-in-the-Wall, получают знания с минимальным вмешательством в процесс обучения со стороны преподавателей".
В России массовые онлайн-курсы появились относительно недавно: первые интернет-библиотеки видеолекций от лекторов вузов были запущены в 2012 году. Среди этих проектов с университетами работают "Универсариум", "Лекториум" и другие.
Наиболее популярным и востребованным форматом онлайн-образования, как в России, так и во всем мире, сегодня становится обучение через игры или интерактивные упражнения. Игра сегодня - один из способов доносить реальные знания. Некоторые разработчики создают продукты, обучающие математике, алгебре, физике в игре. Игровые механизмы для обучения английскому языку используются в приложении LinguaLeo: у учеников есть игровой персонаж, прокачка уровней, очки опыта, задания и квесты, виртуальная валюта.
Очевидно, что у "цифрового" образования помимо положительных сторон есть и отрицательные. Главная проблема - возникает ложное ощущение доступности знаний и легкости их усвоения. Но это далеко не так. "С одной стороны, предстоит создать колоссальное количество качественного образовательного контента, с другой стороны - обучение процесс трудный, - отметил основатель просветительского проекта "Лекториум" Яков Сомов. - Скачать образование прямо в мозг не получается. Чтобы стать специалистом в серьезной области, нужно потратить годы".
Среди минусов повсеместной доступности любых данных также повышение уровня информационного шума. Объем информации настолько велик, что неподготовленному человеку стало значительно труднее отделить зерна от плевел, а экспертное мнение - от выдумки. Поэтому эксперты рекомендуют отбирать образовательный контент очень внимательно.
В Японии в рамках проекта сотрудничества Национального института информатики и технологических компаний ученые разрабатывают умного робота, который мог бы сдать вступительные экзамены в Токийский университет. Эти экзамены считаются одними из самых сложных в стране. Недавно робот прошел свои первые испытания, набрав 511 баллов из 950. По прогнозам разработчиков, к 2016 году робот должен сдавать экзамены на высокие баллы, в 2021-м - набрать столько баллов, сколько нужно для поступления. Разработка программного обеспечения робота, который может проходить вступительные испытания в вузе, является очень важным моментом для страны, где испытания являются важной составляющей общественной культуры. Большинство студентов Японии учатся дополнительно в течение многих лет, чтобы подготовиться к испытаниям в университет.