У многих из нас в детстве была свинка-копилка, в которую мы собирали карманные деньги, полученные от родителей. Так мы учились считать свои доходы, расходы и копить, например на игрушки. Сейчас, когда технологии шагнули вперед, дети с ранних лет используют смартфоны и планшеты для игры, а затем для обучения и общения. Копилки, куда ребенок может собирать деньги, теперь электронные. Они помогают не только копить, но и правильно планировать свой бюджет.
Создатели одного из приложений под названием Jungle считают, что карманные деньги нужно зарабатывать, а не получать просто так. Поэтому если возникает ситуация, что ребенок чего-то захотел и начинает выпрашивать деньги у родственников, родитель может предложить ему создать копилку в мобильном приложении. Как только цель или "хотелка" определена, ребенок и родитель договариваются о видах работ (уборка, стирка, прогулка с собакой), которые необходимо выполнить. Для каждого вида работ родитель определяет денежную сумму, которая поступит в виртуальную копилку ребенка после выполнения задания. При желании ребенок может также создать собственный вид деятельности, чтобы продолжить накопления. По мнению разработчиков, такой механизм будет развить у детей навыки обращения с деньгами, такие как умение экономить и составлять бюджет, понимать ценность денег и разумно делать покупки.
Согласно исследованию компании Experian 85 процентов британских детей, получающих карманные деньги, зачастую не прилагают никаких усилий, чтобы их заработать.
По мнению экспертов компании, добрые намерения родителей могут привести к формированию плохих финансовых привычек. "Нам, родителям, независимо от того, в какой стране мы живем и какого возраста наши дети, должно быть очевидно, что мы действуем во вред ребенку, когда даем карманные деньги просто так, а не помогаем их зарабатывать, - считает представитель Experian в России и СНГ Наталия Фролова. - Карманные деньги - это зачастую первый опыт обращения ребенка с деньгами, и именно семья должна активно учить детей, что деньги нужно зарабатывать и откладывать, чтобы купить то, что хочется. Такое отношение должно активно поддерживаться всеми взрослыми членами семьи. Это часть социальной ответственности за правильное воспитание детей".
В целом опрошенные родители отмечают, что дети больше ценят деньги, которые сами заработали. "Сегодня зачастую отношение детей к деньгам оформляется в гораздо более раннем возрасте, чем нам кажется, поэтому начинать разговоры о деньгах в семье нужно как можно раньше", - уверена Наталия Фролова.
В США, например, детям всегда говорят, что в 18 лет у них начнется самостоятельная жизнь, им надо будет определяться со своей работой, поэтому там начинают думать о собственном доходе с малых лет. "Этим объясняется большое количество молодых миллионеров и стартапов, которых там довольно много, -объяснил исполнительный директор сервиса быстрой торговли акциями "Источник" Роберт Багратуни. - В то же самое время в Европе, в том числе в Англии, к детям более спокойное отношение, там готовы спонсировать отпрысков и в юности, поэтому родители более лояльны к тому, что дети просят деньги, а не зарабатывают".
В России немного другая ситуация. По мнению экспертов, финансовая грамотность как у детей, так и у взрослых, в нашей стране невысокая. "У нас нет никаких образовательных программ по финансовой грамотности для детей, разве что в узко специализированных учебных заведениях, - отметила руководитель направления трудовой и социальной политики экспертного центра "Общественная Дума" Марина Емельянцева. - Взрослые еще могут получить какие-то знания в ходе маркетинговых лекций финансовых структур, продвигающих свои услуги (например, брокерские или страховые), но и среди взрослых уровень финансовой грамотности крайне низок".
Поэтому сложно предсказать, приживутся ли в России приложения, которые учат детей зарабатывать. Очевидно, что решение о том, должны ли дети зарабатывать или нет, каждая семья принимает субъективно. "Есть семьи, где платят детям за хорошие оценки, а кто-то платит за помощь по дому, - подтвердила Марина Емельянцева. - Но есть и противники такого подхода: в первом случае может пострадать качество знаний, ведь целью становится просто отметка, а не крепкие знания или навыки. Во втором нельзя забывать и о гуманности - в старости дети должны ухаживать за своими родителями независимо от того, смогут ли те этот уход оплатить".
Приложения для финансовых операций - это не метод финансового воспитания, а лишь инструмент, отмечают эксперты. "Они являются индикатором дохода, такая игровая наглядная форма, как минимум, способствует тому, чтобы ребенок запоминал, сколько у него есть денег, динамику их поступления и расходов", - пояснил Роберт Багратуни. Но очевидно, что было бы абсурдным платить ребенку за 8 раз мытья полов в течение одного дня, чтобы он поскорее накопил на свою цель. "И особенно это нерационально в том случае, когда в семье в принципе недостаточно средств на такую покупку, а доходы ребенка по сути являются перекладыванием денег из одного кармана в другой", - добавила Марина Емельянцева.
Таким образом, у предлагаемого метода финансового воспитания есть и плюсы и минусы. "С одной стороны, дети учатся зарабатывать деньги, ценить их и сберегать, а с другой - это вносит в их отношения с родителями корыстные и меркантильные нотки, - резюмировал аналитик инвесткомпании "Алор Брокер" Кирилл Яковенко. - На мой взгляд, между родителями и детьми коммерческие приемы лучше исключить, научиться копить и зарабатывать дети еще успеют. Конечно, электронное приложение для накопления средств для современных детей может быть удобнее традиционной свиньи-копилки, но я уверен, что до 14-16 лет лучше сделать акцент на обучение другим полезным навыкам, например иностранным языкам".