14.04.2016 12:33
    Поделиться

    Почему в Сибири разрушается асфальт на дорогах

    Муниципальные дороги разрушаются из-за нехватки денег и недоремонта

    Нынешней весной автомобилисты Алтайского края опять столкнулись с огромными ямами и ухабами на дорогах. Почему каждый год асфальт на трассах сходит вместе со снегом?

    - Основная причина быстрого разрушения асфальтового покрытия - резкоконтинентальный климат, - подчеркнул заместитель начальника управления автомобильных дорог Алтайского края (Алтайавтодор) Константин Зорий. - Годовые перепады температур колеблются от плюс сорока градусов летом до минус сорока зимой, а суточные - от плюс пятнадцати градусов днем до минус десяти ночью в межсезонье. Влияют также неправильное содержание дорог, качество ремонта и используемых при строительстве материалов.

    Если федеральные трассы в Алтайском крае, чье содержание полностью обеспечивается за счет бюджета РФ, не вызывают нареканий, то к региональным и особенно муниципальным у автомобилистов много претензий.

    - Объемы финансирования федеральных автомобильных дорог практически на сто процентов покрывают необходимые расходы на их содержание, - отмечает замначальника Главстроя, начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству Алтайского края Дмитрий Коровин. - Финансирование дорожных работ из средств регионального фонда выполняется на тринадцать процентов, а в городах и районах еще меньше. Естественно, что хронические недофинансирование и "недоремонты" сказываются на состоянии дорог.

    Казалось бы, в условиях финансового дефицита муниципалитеты должны как можно эффективнее расходовать каждую копейку, но на деле выходит наоборот.

    Любой, даже самый простой ремонт, начинается с подготовки проектно-сметной документации, где прописаны виды работ и необходимые материалы. По-хорошему этим должны заниматься специализированные проектные организации. Но муниципалитеты в целях экономии часто сами готовят проектную документацию "на глазок", пользуясь тем, что при проведении обычных ремонтов госэкспертиза не требуется. Закладывают в смету самые простые работы, самые дешевые материалы, которые не подходят для сибирского климата ни по морозоустойчивости, ни по прочности, ни по водостойкости, и с этим проектом идут на тендер. Немудрено, что организаторы аукционов иногда "заворачивают" такие самопальные проекты.

    Представители администраций городов и районов, в свою очередь, жалуются на порочность аукционной системы: "Побеждает тот, кто даст ниже цену, а не тот, кто делает качественно". Однако специалисты-проектировщики убеждены, что и при такой системе можно найти ответственного подрядчика, если заложить в конкурсные условия наличие соответствующей техники, оборудования, современных технологий дорожного ремонта.

    - Некоторые муниципалитеты сами хитрят при проведении тендеров, оправдывая свой выбор тем, что надо привлекать к госзакупкам малый бизнес, - отмечает Дмитрий Коровин. - Но опыт показывает: там, где дороги ремонтировали крупные госпредприятия, и качество выше, и есть с кого спросить, и подрядчик не исчезнет, оставив недоделки.

    Получается замкнутый круг: муниципалитеты, стремясь сэкономить, сами готовят проекты, прописывают условия тендеров под конкретного подрядчика, а потом сами же контролируют и принимают выполненные работы. В результате отремонтированные по такой схеме дороги уже на следующий год вновь требуют ремонта.

    - Поскольку администрации городов и районов выступают заказчиками ремонтных работ, то они и контролируют качество, - подтвердил Константин Зорий. - Конечно, не везде есть специалисты с необходимой квалификацией, поэтому Алтайавтодор предоставляет муниципалитетам своих экспертов. Но не все обращаются за помощью.

    Комментарий

    Сергей Павлов, заместитель завкафедрой организации и безопасности движения Алтайского технического госуниверситета:

    - Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию и финансовые возможности муниципалитетов, спасти местные дороги может только ограничение на проезд большегрузов. Причем не только весной, как это делается сейчас, а круглогодично. Конструкция муниципальных дорог просто не рассчитана на большие нагрузки, поэтому проезд даже двух-трех грузовиков-многотонников может разрушить асфальтовое покрытие. А изыскать десятки, а то и сотни миллиардов рублей на полную реконструкцию всей местной дорожной сети нереально. Проще ввести ограничение нагрузки на ось на муниципальных трассах и тем самым остановить их быстрое разрушение.

    Справка "РГ"

    Протяженность автомобильных дорог регионального и муниципального значения в Алтайском крае превышает шестнадцать тысяч километров - это одна из самых разветвленных дорожных сетей в стране.

    Поделиться