18.04.2016 21:26
    Поделиться

    Сергей Кузнецов: Новых точечных застроек в Москве не проектируется

    Несмотря на свою почти 870-летнюю историю, Москва продолжает строиться и развиваться. И то, как она это делает, интересно всему миру, судя по тому как даже во время кризиса растет поток зарубежных туристов в российскую столицу. Что уж говорить о россиянах и самих москвичах! На "Деловой завтрак" в "Российской газете" с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым они прислали сотни вопросов.

    - Сергей Олегович! На биеннале архитектуры в Венеции, которая пройдет с 28 мая по 27 ноября, экспозиция павильона России будет посвящена ВДНХ. Чем обусловлен такой выбор? Неужели Москве нечего показать из архитектуры наших дней, которой можно гордиться?

    Сергей Кузнецов: Венецианскую биеннале характеризует как раз то, что на ней демонстрируются актуальные проекты, такие, которые отвечают на существующие сегодня вызовы в мире. Не случайно тема ее сформулирована как "Репортаж с линии фронта". Куратор выставки Алехандро Аравена, первый чилийский архитектор, удостоенный Прицкеровской премии ( в архитектуре это аналог Нобелевской), трактует эту тему как новую реальность, которая приходит в утрачиваемую архитектуру и культуру. Но ведь именно это и происходит сейчас с нашей ВДНХ. Созданная в 1939 году она была не просто Выставкой достижений народного хозяйства СССР, а социальным проектом, моделью идеального мира, объединяющего людей разных народностей, представляющим разнообразные возможности досуга. Потеряв после распада Советского союза идеологическую составляющую, она начала терять и архитектуру. И вот начиная с 2014-го года, по инициативе правительства Москвы, началась реновация территории, наступил ее ренессанс. Причем, это не музейный проект, когда просто реставрируются памятники и им возвращается первоначальная функция, а происходит наполнение новой жизнью - интеллектуальной, культурной, образовательной. И это полезно не только для самой ВДНХ, но и для всего города, всех его жителей. Как это происходит? Это интересно архитекторам многих стран и мы об этом расскажем.

    - По этому поводу студентка Российского государственного аграрного университета Надежда Федосова написала в "РГ": "Мне очень понравился ваш проект к 15-й Венецианской биеннале и я искренне желаю, чтобы он реализовался на все 100%". Но девушку волнует плачевное состояние, в котором находятся знаменитые фонтаны ВДНХ и особенно "Золотой колос". "Не потеряем ли мы этот уникальный шедевр?" - спрашивает она.

    Сергей Кузнецов: По поручению мэра Москвы Сергея Собянина ведется очень большая работа по реновации ВДНХ. Думаю, что и "Золотой колос" в этом процессе не обойдут вниманием.

    - Вы были у нас на "Деловом завтраке" два года тому назад. Что интересного построено за это время с архитектурной точки зрения? На что бы посоветовали обратить внимание москвичам и гостям столицы?

    Сергей Кузнецов: Архитектура, к сожалению, так быстро не создается. Два года для нее срок небольшой. И все-таки город явно посвежел. Изменилась к примеру, Триумфальная площадь: из пустого бетонного пространства превратилась в обжитое место, где молодежь с удовольствием качается на качелях, поэты у подножия памятника снова читают стихи, на лавочках в кустах зелени москвичи и гости столицы любуются открывающимся видом города. Безусловно, архитектурным событием для Москвы стал бизнес-центр на Шарикоподшипниковской знаменитого английского архитектора Захи Хадид. Но еще более урожайным на выдающиеся стройки будут ближайшие два года - 2017-2018 гг. В частности, к концу 2017-го будет готов парк "Зарядье", построенный на месте снесенной гостиницы "Россия".

    Новые дома в виде точечной застройки в Москве не проектируются и не строятся

    Завершится реконструкция спорткомплекса "Лужники", достроят стадион "Динамо", а на территории ЗИЛа - "Ледовый дворец". Мы увидим результаты крупнейших архитектурных конкурсов. Это Центр современного искусства на Ходынке, новая Третьяковка на Кадашевской набережной, Пушкинский и Политехнический музеи… Москва очень много сейчас строит, причем не только такие крупные объекты, но и огромное количество интересных школ, детских садов и все они - не безликие новостройки, как еще недавно, а со своим узнаваемым лицом. Тем, кому это интересно, я посоветовал бы обратить на это внимание на сайтах Москомархитектуры и департамента образования.

    - Вновь, как из небытия, в письмах москвичей возникла тема точечной застройки. А ведь казалось, она давно уже в прошлом…

    Сергей Кузнецов: Новые дома в виде точечной застройки не проектируются и не строятся. Если где-то и идет такое строительство, то лишь по проектам, доставшимся от прежнего правительства Москвы, где стройка была уже начата, у застройщиков открыты кредитные линии и так далее. Город - очень сложный механизм, по одному щелчку все не отменишь. Смысл нынешней политики Москвы только комплексное освоение территории. Так как это происходит на том же ЗИЛе, в Тушино, в Новой Москве…

    - А вот зачем тогда возле гостиницы "Советской" на Ленинградском проспекте, 34 планируется построить еще одну - в виде высотки сталинских времен?

    Сергей Кузнецов: Это тоже ранее принятое решение. Высотку планировалось построить еще в 70-е годы. Но потом, в проекте, она превратилась в гигантский чемодан. И на архсоветах мы провели большую работу, сознательно ушли в высоту, чтобы уменьшить пятно застройки и снизить негативное воздействие на окружающую среду. Я уверен, сейчас выбрано оптимальное решение, которое не испортит образа Ленинградского проспекта на участке от Белорусского вокзала до Третьего транспортного кольца, а напротив, завершит его.

    Полный репортаж с "Делового завтрака" с Сергеем Кузнецовым читайте в одном из ближайших номеров "РГ".

    Поделиться