В отличие от ИТ-рынка в целом Центры обработки данных (ЦОД) развиваются стабильно. Эксперты ожидали, что закон о персональных данных даст дата-центрам дополнительный поток клиентов. Когда компании, пользовавшиеся услугами зарубежных дата-центров, были поставлены перед необходимостью переносить персональные данные россиян на территорию России, владельцы коммерческих ЦОД рассчитывали на пропорциональный спрос на свои мощности, предполагая, что все те объемы данных, которые хранились "там", теперь переедут "сюда". Но экономическая ситуация внесла свои коррективы. "Вместо того чтобы механически переносить данные в российские дата-центры, компании задумались об оптимизации их хранения - избавлении от лишних данных, использовании различных технологий повышения эффективности хранения (архивации, сжатия и т.п.), - рассказал директор центра сетевых решений компании "Инфосистемы Джет" Сергей Андронов. - В результате оказалось, что компаниям нужны меньшие ресурсы, чем те, что они использовали за рубежом".
В прошлом году было самое значительное снижение ИТ-расходов в долларах США. В 2015 году на ИТ было потрачено на 216 млрд долларов меньше, чем в 2014 году, и этот порог не будет превышен до 2019 года. "Новые правила" валюты почувствовали на себе и российские дата-центры. Скачки курсов валют привели к тому, что российский рынок коммерческих дата-центров превратился из рынка продавца в рынок покупателя. "Во времена, когда основными услугами дата-центров были услуги аренды физической инфраструктуры либо размещения оборудования заказчика на площадке провайдера, физических ресурсов постоянно не хватало, - пояснил Сергей Андронов. - Владельцы ЦОД строили новые площадки и побуждали заказчиков инвестировать в новые площадки. Если ресурс требовался заказчику срочно, провайдер мог продать ему "то, что есть" и по той цене, какую сочтет нужной. Теперь же заказчик не станет инвестировать в новую стройку - предложений достаточно, конкуренция высокая, и заказчику проще прийти на готовое, к тому же есть возможность выбирать".
Эксперты отмечают, что рублевые цены на традиционные услуги дата-центров остались прежними, а в валютном эквиваленте они упали. Поднять цену коммерческий дата-центр не может, потому что клиент уйдет к конкуренту.
Эксперты отмечают, что есть системы, которые ряд организаций просто не могут передать в коммерческие ЦОД. "Это касается финансовых структур и государственных ведомств, - пояснила начальник управления государственных агентств компании "Техносерв" Юлия Кржешовская. - Однако строительство частных ЦОД - это капитальные затраты, которые отражаются в бухгалтерской отчетности, они требуют расходов на аренду земли, стройку, инженерную и ИТ-инфраструктуру, а также на операционные нужды за каждый последующий год эксплуатации. В кризис у компаний всегда есть выбор - строить самим или поставить оборудование в коммерческий ЦОД и платить только по операционным бюджетам. Многие компании, в том числе банки, выбирают коммерческие ЦОД, и именно это стимулирует коммерческих игроков на этом рынке строиться дальше".
Сложившаяся экономическая ситуация способствовала появлению нового тренда - перехода коммерческих ЦОД от традиционных услуг предоставления физических ресурсов к предоставлению ИТ-сервисов на базе виртуализированной инфраструктуры, иначе говоря, сервисов из облака. Цены на эти услуги жестко не фиксированы, а у провайдера есть шанс выделиться на фоне конкурентов новаторскими предложениями и качеством услуг. "Арендовать инфраструктуру, построенную до валютных колебаний, стало значительно выгоднее, чем покупать что-то новое здесь и сейчас, - отметил менеджер Cisco по развитию бизнеса в секторе центров обработки данных Дмитрий Хороших. - Конечно, чудес не бывает, и стоимость облачных услуг постепенно вырастет, но все же не настолько, как поднялся курс иностранной валюты".
На рынке ЦОД изменилось не только предложение, но и спрос. Прежде компании могли планировать развитие ИТ-инфраструктуры на годы вперед в соответствии с долгосрочными бизнес-планами. Сегодня бизнес-планы динамично меняются - компании открывают новые направления бизнеса, меняют приоритеты, вводят новые услуги для своих клиентов. "Бизнес не готов ждать месяцы и годы, пока корпоративная ИТ-инфраструктура будет готова к изменениям, ИТ-сервисы для поддержки новых направлений и услуг нужны "здесь и сейчас", - уверен Сергей Андронов. - Это стимулирует спрос на услуги того, что называется программно-определяемым ЦОД (Software Defined Data Center - SDDC). SDDC позволяет буквально "на лету" создавать новые ИТ-услуги, конфигурировать их в соответствии с текущими потребностями бизнеса и предоставлять по облачной модели". Поэтому провайдер SDDC, несомненно, получит преимущества на рынке коммерческих ЦОД, рост доходов от таких услуг с лихвой покроет снижение дохода от традиционных.
Эксперты уверены в перспективах развития рынка ЦОД и облачных услуг, считают, что есть все предпосылки для его роста в стране. "Если компании задумываются о запуске новых сервисов, улучшении существующих - тогда есть потребность во внедрении новых ИТ-систем и расширении существующих, - пояснил Дмитрий Хороших. - Будет ли такая потребность у российских компаний в 2016-м - большой вопрос. Во всем мире компании сейчас видят свое основное конкурентное преимущество в автоматизации, ускорении процессов взаимодействия с клиентом и создании новых уникальных услуг. Сейчас мы наблюдаем несколько таких проектов в России. Хочется надеяться, что их будет становиться больше и тогда рынок ЦОД и облачных услуг точно будет расти".