Столь прогрессивная динамика объясняется просто: в Подмосковье существенно расширили перечень услуг, которые можно получить с помощью портала. Предприниматели, например, теперь оформляют разрешение на строительство по интернету. И для оформления охотничьего билета больше не нужно ехать в охотохозяйство, которое, как правило, располагается где-нибудь на окраине города. В этом году жителям дали возможность через портал записываться в поликлинику или вызывать врача на дом - к слову, этой услугой воспользовались уже более 2,2 млн человек.
И квота на высокотехнологичную медицинскую помощь теперь оформляется не в кабинетах врачей после часовых ожиданий в живой очереди, а по интернету, не выходя из дома. Новые технологии избавили от очередей и пенсионеров, которым нужно переоформить социальную карту, если она утеряна или истек срок действия. А недавно в электронный вид перевели получение и продление разрешений на работу такси.
Оформлять документы по интернету, безусловно, удобно. Но, как говорят те же таксисты, основная проблема у них была не с оформлением, а с получением результата. Его можно было ожидать месяцами - а потом получить отказ на основании непонятных человеку причин. "Поэтому мы создали единую электронную базу, куда стекается информация обо всех запросах на госуслуги, каким бы образом человек ни подавал документы - личным визитом к чиновникам, в МФЦ или через портал госуслуг", - рассказывает Шадаев.
Система сама контролирует вход и выход документации. Как только запрос на получение госуслуги поступает в систему - человек в обязательном порядке получает выписку о том, что работа с его заявлением началась. Дальше начинается отсчет времени исполнения. У каждой услуги оно строго регламентировано. И если чиновники нарушают регламент, система сигнализирует в ведомство Шадаева. А это уже административное правонарушение, за которое положен штраф в размере 5 тысяч рублей. Штрафов, говорят в мингосуправлении, немного, но они есть: так, недавно на штрафные санкции попали чиновники Раменского района, которые вовремя не выдали разрешение на строительство индивидуального жилья.
Рядовые граждане сигналы о просрочках не видят, единая база госуслуг - инструмент внутреннего пользования. Но портал госуслуг дает им возможность видеть, в каком статусе находится их заявка и сверять все процессы ее хождения по чиновничьим кабинетам с регламентом. Ну и просто отписаться от заявителя система чиновникам не дает - если в услуге отказано, этот отказ должен быть обоснован.
Кстати
В 2015 году в Подмосковье было выдано 30,3 тысячи разрешений на работу такси. В 2016-м, когда услугу перевели в электронный вид, зафиксировано только 1,7 тысячи заявлений. Портал госуслуг, в отличие от чиновников, не принимает документы с недоделками.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ".