Почему Страстная? В Церкви слово страсть употребляется в двух случаях: когда говорят о противоестественном, греховном влечение души, к примеру, о страсти чревоугодия, и когда имеют в виду страдание. Значения эти взаимосвязаны, потому как противоестественное влечение неизбежно приводит к страданию. Но в названии Страстной недели слово "страсть" означает только "страдание", ведь Иисус Христос, последним дням земной жизни Которого и посвящена Страстная неделя, безгрешен по своей природе. Поэтому Страстная неделя (православные говорят "седмица") - это неделя перед Пасхой, когда мы вспоминаем Страсти Господни: предательство Христа Иудой, одиночество и молитву до кровавого пота в Гефсиманском саду, арест, несправедливое осуждение Христа на Крестную смерть, нестойкость и даже отречение от Него самых близких учеников, Крестный путь - то есть, буквально, дорогу с Крестом на спине на Голгофу, Распятие, смерть на Кресте, погребение и трехдневное сошествие Христа во ад. Событие Воскресения Христа отмечается уже Пасхой, праздником Светлого Воскресения Христова.
Как говорят богословы, первые сорок дней Великого поста - время, когда мы идем навстречу к Богу, а Страстная неделя, календарно отделяемая от этих сорока дней Лазаревой субботой и праздником Входа Господня в Иерусалим, время, когда Сам Бог идет навстречу нам. Идёт через страдания, принимая самую позорную, самую мучительную для человека смерть - смерть на Кресте. Идет на смерть, чтобы в силу своей безгрешности и в силу Своей божественной природы, воскреснуть, и Своим Воскресением даровать и нам, человекам, шанс. Страстная неделя - время, когда Иисус преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога. Поэтому и для верующих Страстная - период напряженных и удивительно пронзительных богослужений, а также дни самого строго поста. В этом наш шаг навстречу Господу. Чтобы подчеркнуть значимость этих дней, каждый из них получил название Великий и пишется с заглавной буквы: Великий Понедельник, Великий Вторник, вплоть до Великой Субботы.
Пост в дни Страстной недели держат даже те верующие, кому не удалось пройти долгий путь Великого поста. По монастырскому уставу с понедельника по пятницу едят только хлеб, овощи и фрукты, в Страстную Пятницу не едят вообще - в знак скорби: Иисус в этот день был распят и испустил Дух, а в Великую Субботу позволяется пища с растительным маслом. Понятно, что в сам праздник Пасхи, то есть после праздничного богослужения в ночь с 30 апреля на 1 мая пост отменяется. Нет поста и всю следующую неделю за днем Светлого Воскресения Христова, называемую Светлой (с 2 по 8 мая).
Людей, которые только начали соприкасаться с миром христианства, в первую очередь волнует внешняя сторона приготовления к празднику Пасхи: как красить яйца и когда освящать куличи. Отвечу сразу: не освящать, а получать благословение на непостную пищу - яйца, творожную пасху, сдобные куличи и мясные продукты. Слово "освящать" в данном случае употребляется не точно: ни яйца, ни буженина, ни даже кулич святынями после окропления их святой водой не становятся, мы просто получаем благословение на то, чтобы съесть это все в праздник. Но в быту используется именно слово "освящение", поэтому скажу: "Освящают яйца с куличами и пасхами в Страстную Субботу и часто, для неуспевших, в воскресную ночь - после Пасхального богослужения". Красят же яйца и готовят остальную снедь обычно в Чистый (Великий) четверг, или в Великую Субботу. Причем священники призывают к тому, чтобы хозяйственные хлопоты не затмевали для нас богослужений Страстной недели.
Во время страстной недели принято обязательно придти на исповедь и причаститься. Самый популярный день для исповеди - Великая Среда, хотя можно исповедоваться в любой день Страстной седмицы. Просто, исповедуясь накануне Чистого (Великого) Четверга, верующие потом причащаются в Четверг, потому что именно в этот день Господь установил Таинство Причастия.
Страстная - удивительное время: скорбь Страстной окрашена не просто надеждой, нет, мы точно знаем: чем сильнее трагизм, чем дальше, вслед за Христом, мы движемся, вспоминая Его Крестный путь, тем ближе становится радость Воскресения.