По данным аналитического подразделения Департамента информационных технологий города Москвы, доля электронных билетов в продажах ежемесячно растет на 0,5 процента.
Правда, только 12 процентов пользователей идут за билетами на специализированные порталы и в онлайн-кассы, остальные предпочитают пользоваться официальными сайтами площадок, где проходит событие.
Тем не менее ежемесячно билетные сайты собирают почти 7 миллионов визитов, причем почти 67 процентов посетителей - это мужчины.
Рынок электронных билетов в России следует оценивать в более чем 900 миллионов долларов, это порядка 35-40 процентов от общего билетного рынка страны. "И это не предел, - отметил заместитель генерального директора по работе с государственным сектором компании Интеркомп ЦБУ Антон Огарков. - Рынок очень динамичен. Более 70 процентов продаж электронных билетов приходится на Москву и Санкт-Петербург, но резерв роста за счет российских регионов колоссален".
Наиболее распространены среди россиян электронные билеты в кино. На площадки, где они продаются, приходится 24,1 процента всего трафика потенциальных покупателей. А вот электронные билеты на спортивные матчи покупают только 2,5 процента пользователей. Предложение в спортивном сегменте тоже невелико - только четыре из десяти площадок-агрегаторов предлагают билеты на выступления спортсменов, тогда как концерты можно найти на восемь из десяти билетных сайтов.
Все агрегаторы позволяют расплатиться за билеты картами Visa и MasterCard. Каждая четвертая площадка принимает American Express. Почти половина сайтов предлагают оплатить заказ в салонах связи.
По мнению экспертов, толчком для развития являются крупные события. "Они привлекают внимание к способам покупки билетов, которые известны еще не всем в нашей стране, - пояснил Антон Огарков. - В преддверии таких крупных событий, как Олимпиада в Сочи, ЧМ по хоккею или футболу, на центральных каналах разъясняется, где и как можно купить билеты электронно".
Основное преимущество электронных билетов - это удобство. В России насчитывается порядка 250 миллионов банковских карт, что позволяет осуществлять покупки в течение нескольких минут в смартфоне или ином гаджете. Покупка электронного билета позволяет не тратить время на поездку в кассу, очереди и другие неудобства, с которыми сталкивается человек, который хочет купить билет "очно". Распечатывать билеты уже необязательно благодаря QR-кодам, которые можно сканировать и с экрана мобильного устройства.
По наблюдениям экспертов, самое большое процентное соотношение в пользу электронных билетов в области различных мастер-классов, семинаров и тренингов, которые практически полностью рекламируются в Интернете. Под такой продукт создается сайт, на котором можно оформить заявку и приобрести билет. Доля электронной торговли в таком секторе - больше 95 процентов. "Связано это с аудиторией, которая составляется, как правило, из молодых людей, для которых технический прогресс и все, что с ним связано, имеет решающее значение", - отметил Антон Огарков.
У сферы электронных билетов еще множество перспектив для развития. По словам представителя интернет-сервиса для организации мероприятий TimePad Анны Лесных, со временем появится возможность интегрировать билетные системы со страницами в социальных сетях, что сделает онлайн-покупки еще ближе, проще и удобнее. Такая возможность уже была анонсирована "ВКонтакте". "Рост рынка привлечет новых игроков, которые сейчас не очень охотно продают билеты в сети, таких как музеи или бюджетные организации", - считает Анна Лесных.
Растет и доверие к билетным сервисам. Также Интернет дает ту возможность, которой зачастую нет при покупке билетов в кассах: увидеть схему зала и выбрать место, наиболее подходящее по цене и расположению относительно сцены. "Людям важен комфорт и простота, а значит, рынок будет расширяться и дальше", - уверена Анна Лесных.
Правда, в ближайшее время люди вряд ли совсем откажутся от покупок билетов в кассах. В первую очередь это связано с тем, что в России пока нет достаточной инфраструктуры, которая позволила бы полностью перевести торговлю билетами в электронный сектор. В этом случае есть вероятность лишить возможности купить билет часть населения, которая еще не обращает внимания на электронные билеты.
"Кто-то не хочет предоставлять личные данные, у кого-то еще нет банковской карты, другие не хотят разбираться с формами оплат, а некоторым просто хочется иметь на руках красивый и памятный билет, - заметила эксперт TimePad. - Однако прогресс берет свое, и безналичные платежи получают широкое распространение, люди привыкают покупать билеты в кино, театры, концерты и даже музеи в сети. Так что с каждым годом оборот бумажных билетов будет снижаться, но вряд ли они исчезнут совсем".