В конце марта президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства заявил, что госкомпаниям в этом году нужно отказаться от иностранного программного обеспечения в течение года. Им следует использовать более дешевые и доступные российские аналоги, тем более что отечественные разработчики могут обеспечить все потребности компаний. Ограничения на закупку иностранного ПО должны коснуться всех государственных заказчиков.
Ранее глава минкомсвязи Николай Никифоров сообщал, что органы госвласти закупают иностранное ПО на 20 миллиардов рублей в год, но теперь с необоснованными закупками будут бороться: "Вместе с ФАС России будем ловить за руку тех госзаказчиков, кто все равно по старинке предпочитает закупать иностранное ПО, несмотря на то, что есть российские решения".
Для поддержки отечественной отрасли разработки ПО правительство выделило 5 миллиардов рублей. Эти средства разработчики смогут получить уже в мае-июне.
Однако эксперты отрасли сомневаются в том, что подобный глобальный переход с импортного ПО на отечественные разработки можно реализовать в столь короткие сроки. Среди причин называют нехватку конкурентоспособного отечественного софта для решения некоторых задач и отсутствие необходимых бюджетов у компаний.
Импортозамещение в сфере IT стало стратегической задачей не так давно, около двух лет назад. "В тот момент специалисты отмечали, что далеко не во всех сегментах у нас есть решения, которые могут конкурировать с западными, и потребуется от трех до семи лет, чтобы эти решения появились, - пояснил генеральный директор компании "СКБ Контур" Дмитрий Мраморов. - И само по себе наличие того или иного продукта еще не означает, что он сможет полностью заместить иностранное решение".
Сегодня практически все госкомпании могли бы принять решения о переходе на отечественный софт и начать его. Но, по мнению представителей отрасли, делать это следует аккуратно, по мере необходимости, а не ради формальной замены. "Процесс перехода может занять до трех лет, - подтвердил директор по государственным и корпоративным проектам ALT Linux Сергей Маслов. - Причин тут несколько: с одной стороны, объем работ по замене весьма велик, с другой стороны, многие замены ПО целесообразно делать в процессе модернизации, то есть меняя имеющиеся решения на более современные". По его словам, для каких-то решений потребуется дополнительная разработка, а это тоже требует времени.
На данный момент в реестре отечественного ПО более 400 наименований программ, и он продолжает пополняться. Но будет ли достаточно решений от российских разработчиков для нормального функционирования госпредприятий, сможет показать лишь практическое применение реестра.
По мнению ведущего аналитика отдела развития компании "Доктор Веб" Вячеслава Медведева, существует и опасность возникновения проблем с совместимостью софта: "В основном софт, предлагаемый на замену, - это клоны свободного ПО. Но тот же OpenOffice не полностью совместим с форматами документов MSOffice. Как вы относитесь к риску того, что ваш важный документ не будет прочитан получателем или вы не сможете изучить все нюансы полученного документа? И таких рисков очень много".
Эксперты отметили, что сейчас существуют хорошие отечественные решения в сфере безопасности, ПО для IT-инфраструктур, но практически отсутствуют решения в области операционных систем. Важно заполнить эту нишу. "В реестре есть одна версия ОС Linux и нет ОС Windows. Значит, компаниям придется мигрировать весь свой ландшафт на Linux, - заметил Дмитрий Сергеев, директор по развитию бизнеса центра программных решений "Инфосистемы Джет". - Сделать это в ближайшее время будет непросто, но тут скорее вопрос приоритетов и финансирования. При желании можно, если и не полностью заменить, то хотя бы минимизировать наличие иностранного ПО". Правда, какое-то время госкомпании еще могут пользоваться возможностью, которая предусмотрена постановлением правительства. То есть отказываться от закупки российского ПО, включенного в реестр, если оно по техническим характеристикам уступает иностранному софту.
Что же касается господдержки разработчиков, то и здесь не все однозначно. Эксперты отмечают, что при осмысленном распределении средств положительный эффект будет заметен, но кардинальных изменений лишь от денежных вливаний ждать не стоит. "Сами по себе меры поддержки ничего не решают, - констатировал Вячеслав Медведев. - Дело в том, что стране требуется не импортозамещение как таковое, а импортонезависимость. Нужно создать условия, при которых будет создаваться конкурентоспособное ПО".
Существует еще несколько барьеров для быстрого и, главное, добровольного перехода на отечественный софт. "Среди них слабая известность наших программных продуктов, большие маркетинговые возможности западных конкурентов и, пожалуй, привычка IT-департаментов к простому выбору премиальных брендов из магического квадрата Gartner, в который нашему софту никак не попасть, - отметил генеральный директор компании "1С-Битрикс" Сергей Рыжиков. - Действия правительства и минкомсвязи направлены на переключение фокуса внимания потребителя на наших коллег, производителей софта. Запрет на закупку иностранного ПО для госорганов уже вызвал большой интерес к отечественным разработкам, однако и тут есть еще возможности усилить требования и ужесточить контроль за закупками".
Однако, по мнению эксперта, одного запрета на использование зарубежного софта будет недостаточно, понадобится PR-поддержка. "Эта история уже началась с реестра отечественного софта. И это большое достижение", - уверен Сергей Рыжиков.