28.04.2016 21:50
    Поделиться

    Пасхальный фестиваль пройдет под музыку Сергея Прокофьева

    По традиции в Пасхальное воскресенье в Большом зале консерватории откроется Московский Пасхальный фестиваль, отмечающий в этом году свое 15-летие.

    Но программа его будет посвящена другой юбилейной дате - 125-летию Сергея Прокофьева, композитора, титульного для Мариинского театра. За несколько десятилетий здесь было исполнено почти полное собрание прокофьевских сочинений. Десятки партитур Сергея Прокофьева прозвучали и в дни юбилея композитора в формате музыкального марафона, который провел в Москве и Петербурге Валерий Гергиев с артистами Мариинского театра. Пасхальный фестиваль продолжит марафон Прокофьева по России. Симфонический оркестр Мариинского театра выступит в 20 городах, а полный пасхальный маршрут пройдет почти по 40 регионам России. Накануне открытия худрук Пасхального фестиваля Валерий Гергиев дал интервью "Российской газете":

    - Пасхальный фестиваль, как и многие программы этого года, вы посвящаете Прокофьеву. Чем объяснить такой масштаб вашего интереса к его творчеству? Даже первой вашей партитурой в Мариинском была прокофьевская "Война и мир".

    Валерий Гергиев: Да, когда я пришел в Кировский театр новоиспеченным ассистентом Юрия Хатуевича Темирканова, он доверил мне дирижировать третью и четвертую премьеры спектакля "Война и мир". Вспоминая эти уже далекие годы, которые никуда не уходят, я отчетливо помню, как в 1978 году впервые встал за пульт в Кировском театре. И опера "Война и мир" тоже никуда не уходит из моей жизни. Буквально несколько дней назад мы давали представление "Войны и мира" в Концертном зале Мариинского театра, причем силами молодых певцов. В спектакле сменилось уже 5 или 6 поколений певцов, и фактически каждому поколению мы давали возможность по-новому прочитать партии в этой громадной оперной партитуре. Для меня принципиально важно, чтобы в спектакле "Война и мир" появлялись молодые исполнители. Достаточно вспомнить, как юная Аня Нетребко замечательно пела Наташу Ростову в постановке Андрея Кончаловского, с которой мы проехали по всему миру.

    Что касается 125-летия Прокофьева, то желание не пройти мимо этой даты связано с нашими представлениями о работе, об открытии молодых исполнителей, о представлении певцов, танцовщиков, балерин Мариинского театра, музыкантов в оркестре, артистов хора. И все это получает совершенно новое измерение, когда берешься, не побоюсь сказать, за такую исполинскую задачу. Одно дело играть все симфонии и концерты, другое дело, поставить все спектакли - оперные и балетные. А третье - исполнить еще и редко звучащие партитуры, такие как кантата "К двадцатилетию Октября", грандиозное сочинение, очень долго не исполнявшееся вообще, требующее огромных исполнительских ресурсов. Важно было и то, чтобы названия "Обручение в монастыре", "Игрок", "Семен Котко", "Три апельсина", "Война и мир", "Огненный ангел" воспринимались как классика, которая должна идти на сценах российских театров. Хотя до сих пор это происходит крайне редко. И в этом смысле роль Мариинского театра за последние 25-30 лет в освоении громадного репертуара, завещанного Сергеем Сергеевичем Прокофьевым, уникальна - и в России, и в мире.

    - В недавнем турне по Латинской Америке вы тоже исполняли партитуры Прокофьева. Открыт ли сегодня там этот композитор?

    Валерий Гергиев: Давно прошло время, когда кому-то надо было объяснять, кто такой Прокофьев. И на Кубе, и в Чили, и в Бразилии, в Колумбии, в Мексике нет этой проблемы. И в Северной Америке нашими совместными усилиями было уже поставлено огромное количество спектаклей. Мы показывали "Игрок", "Обручение", "Огненного ангела", "Апельсины", "Войну и мир", исполняли там огромное количество произведений Прокофьева, в том числе все симфонии, инструментальные концерты, мало известные сочинения. Даже кантату "К двадцатилетию Октября" я исполнял в Нью-Йорке еще в 1996 году. Это тогда вызвало бурную, даже яростную реакцию, меня громила The New York Times, посвятила этому концерту целую полосу. Такая реакция была потому, что в кантате звучат слова Сталина, Ленина, Карла Маркса, Энгельса. А для меня над всем этим - музыка Прокофьева. Меня интересует только его музыка, абсолютно гениальная. Но, естественно, критики тут же набросились: Сталин, Сталин! Они Сталина и в симфониях Шостаковича все время ищут. А мы их просто играем.

    - На Пасхальном фестивале хотя бы в Москве эта кантата прозвучит?

    Валерий Гергиев: Мы будем исполнять кантату "Александр Невский", которая естественно вписывается в музыкальную программу пасхальных праздников, и ораторию "Иван Грозный". Причем мы не повезем огромный хор по городам России. Надо стимулировать работу Хорового общества, чтобы наши древнейшие русские города имели свои замечательные хоровые коллективы. И задача эта для нас даже важнее чисто гастрольных целей. Что касается программ, то я не ставлю перед собой цель играть везде только сочинения Прокофьева, тем более что благодаря трансляциям каналов Mezzo и "Культура" у нашего Прокофьевского марафона была огромная аудитория. Так что в наших концертах наряду с сочинениями Прокофьева мы будем играть Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова. С нами будут выступать прекрасные музыканты, в том числе Денис Мацуев, Даниил Трифонов, замечательные инструменталисты, хоровые коллективы. Конечно, будут звучать и великие фортепианные концерты - Третий Прокофьева, Третий Рахманинова, Первый концерт Чайковского. А перед открытием фестиваля мы выступим в Смоленске. Это город Глинки, и будет правильно, если мы начнем с Михаила Ивановича Глинки, с его музыки. Думаю, что в один прекрасный момент мы вернемся и в Кострому, на родину Ивана Сусанина, где уже исполняли на Пасхальном фестивале оперу "Жизнь за царя" Глинки. Очень надеюсь также, что на концерт в Туле нам удастся уговорить приехать Родиона Константиновича Щедрина. Род его из Тульской губернии. Исходя из таких вот исторических посылок, случайностей в формировании региональных программ не будет. А главное, мне очень хотелось бы, чтобы в рамках Пасхального фестиваля мы видели на своих концертах больше детей, молодежи. В Год Прокофьева хочется максимального внимания к нашему великому композитору. И я уверен, что никто не пожалеет о том, что провел время в общении с Прокофьевым. Не пожалеет никто, это я гарантирую.

    Справка "РГ"

    XV Московский Пасхальный фестиваль пройдет в Москве и городах России с 1 по 17 мая

    1 мая. Открытие фестиваля

    20.00. Большой зал консерватории. Прокофьев, Рахманинов. Симфонический оркестр Мариинского театра.

    Солист: Даниил Трифонов (фортепиано). Дирижер Валерий Гергиев.

    2 мая. Открытие Хоровой программы

    14.00. Зал Церковных соборов храма Христа Спасителя. Прокофьев. Кантата "Александр Невский", Кантата "Славься, наш могучий край!". Русский хор им. А.В.Свешникова, Владимирская капелла мальчиков и юношей, хор и Симфонический оркестр Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев.

    19.00. Концертный зал им. П.И. Чайковского. Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер Валерий Гергиев.

    Пасхальный тур Симфонического оркестра Мариинского оркестра по регионам России:

    29 апреля - Тула (Страдивари ансамбль), Орел (Страдивари-ансамбль), Курск, 30 апреля - Смоленск, Брянск, 1 мая - Владимир, Москва, 2 мая - Москва, 3 мая - Казань,

    4 мая - Екатеринбург, 6 мая - Пермь, 7 мая - Воткинск, Ижевск, 8 мая - Нижний Новгород, 9 мая - Москва,

    10 мая - Липецк, Воронеж, 11 мая - Ростов-на-Дону,

    12 мая - Сочи, Краснодар, 13 мая - Владикавказ, 14 мая - Астрахань, 15 мая - Саранск, 16 и 17 мая - Москва.

    15 мая. Хоровой гала-концерт.

    19.00. Концертный зал им. П.И. Чайковского. Византийский хор "Фессалоникис имноди" (Салоники, Греция), Женский вокальный ансамбль "Гегард" (монастырь св. Гегарда, Концертный хор "Веснянка" (Москва), Шведский мужской хор "Зеро Эйт" (Стокгольм, Швеция), "Драгостин Фолк Национал" (София, Болгария), Ансамбль "Мцхета" (Тбилиси, Грузия).

    17 мая. Закрытие фестиваля.

    19.00. Большой зал консерватории. Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер Валерий Гергиев.

    Поделиться