Конкурс Мацуева уникален: здесь нет отсева. То есть устроителям пришлось совершить отбор среди десятков поступивших заявок. Но уже те 15 ребят, что прошли в очный этап, удержатся в нем до конца, и жюри (Арье Варди из Израиля, Ванесса Латарп из Великобритании, Хенджун Чан из Кореи, Мартин Энгстрем из Швеции и наши Сергей Доренский и Валерий Пясецкий) ни одного не оставит без награды.
Порадовал "грузинский акцент" конкурса, который привнесли сразу трое участников. Пусть не все получается технически у 13-летней Барбаре Татарадзе, но девочка очень музыкальна и обаятельна. Илья Ломтатидзе, показалось, чуть утерял свою утонченную естественность по сравнению с тем, каким я его слышал в прошлом году на фестивале Мацуева в Анси. Зато 15-летний Сандро Небиерелидзе - мало того что отличный исполнитель, в хватке которого почудилось даже что-то гилельсовское, он еще и одаренный композитор, чья 1-я соната привлекла прокофьевско-барберовским романтизмом.
Добрых слов заслуживают 11-летняя японка Шио Окуи (отличное 1-е скерцо Шопена), 14-летний белорус Владислав Хандогий (убедительный Бетховен в 12-й сонате), 13-летний петербуржец Иван Бессонов (сумасшедший напор в прокофьевском "Наваждении")…
11-летняя Ольга Иваненко из Москвы поразила настоящей музыкантской одержимостью. Какое слышание баховской полифонии - а ведь выбрала одну из самых заковыристых по нотам и смыслу прелюдию и фугу ля минор из 2-й части Хорошо темперированного клавира.
Из наших нельзя не упомянуть также 15-летнего Глеба Романчукевича - музыканта, которому доступен и драматизм Шопена (3-е скерцо), и остроумие Баха (ре-бемоль мажорная прелюдия и фуга из 2-го тома ХТК), и романтический конструктивизм Метнера (соната ля минор).
Ну а 12-летняя Варвара Кутузова - это просто чудо артистизма. Точнейший по стилю Гайдн (соль мажорная соната). Волшебно красивая сонатина Андрея Эшпая. А в шумановских "Сновидениях" фортуна подкинула Варваре шанс "сорвать шоу". Вдруг погас свет, и секунд 10 девочка играла в полной темноте. Потом выручили фотографы - две их лампы сделали видимой хотя бы клавиатуру. Хотя уверен, что Варя успешно доиграла бы и без этого.
Отдельно - о выступлении 14-летнего Александра Малофеева. Помню, какой фурор произвел этот вундеркинд исполнением концерта Грига три года назад на первом конкурсе Дениса Мацуева Astana Piano Passion в столице Казахстана. С годами виртуозный дар мальчика проявлялся все ослепительнее. А вот рост его музыкальности, мне кажется, отставал. И сейчас - нужно ли было укладывать "Мефисто-вальс" в прокрустово ложе 10-минутного формата, тогда как нормально эта вещь идет около 11 минут? Спешка убивает волшебство лирики. 2-ю сонату Рахманинова Саша подал широко и целиком, не ограничившись отдельными частями. Но этот исполнительский подвиг было уже трудно оценить после звукового перехлеста предыдущих вещей.
В оправдание Саши скажу, что вообще в Рахманиновском зале играть и слушать фортепианную музыку очень непросто. Эти стены строились для синодального училища и его хора. Дробная фортепианная фактура в такой акустике теряет внятность.
Так что, вполне возможно, во втором туре в Большом зале консерватории Саше, да и другим участникам соревнования, удастся наверстать упущенное. Пожелаем им этого!