Нам кажется, что мы знаем о той войне всё, столько прочитано книг о ней, столько фильмов, спектаклей, документальных лент о ней создано, столько фронтовых песен помним наизусть. Но это далеко не так. О Великой Отечественной мы знаем непростительно мало.
Несколько лет назад я начала искать материалы о фронтовом пути военного подразделения деда - политрука саперной роты из 206-го Отдельного отряда разминирования, который закончил свой боевой путь в Венгрии. Искала в архивах, музеях, библиотеках. В руки попал сборник "Инженерные войска Ленинградского фронта". В ней - скупые, официальные по стилю воспоминания командиров разных формирований об обороне города. Тогда в военно-строительные отряды было мобилизовано 15 тыс. женщин. В 1942-1944 годах они построили мощный укрепрайон "Ижора" протяженностью 25 км с 118 дотами, командный пункт "Нева", а также 2270 дотов и дзотов, 8145 полевых окопов, 450 км траншей и ходов сообщения. Уложили 23 тыс. кубометров бетона, переместили 2,5 млн кубометров грунта - и почти все это вручную.
В 1943 году на базе военно-строительных отрядов сформировали 217-й Отдельный отряд разминирования, в который отобрали 1200 девушек. Их обучили минно-взрывному делу, привели к присяге, обмундировали и поставили в строй. Сначала они минировали поля и болота вокруг города. Потом фашистов отогнали, и пришлось все вокруг разминировать - и наши мины, и немецкие, и финские. Иные минные поля были в два и даже в три яруса. Закончили они эту невероятную работу кто в 1945-м, а кто и в 1946 году, разминировав 1150 км дорог и троп, 3 тыс. кв. км территории, уничтожили 8 млн мин и снарядов.
В Санкт-Петербурге я познакомилась с председателем Совета ветеранов 217-го ООР Натальей Николаевной Хлебниковой. Бывший учитель истории и музыки в санкт-петербургской школе N 493, она подхватила этот совет, когда у самих ветеранов сил заниматься им уже не было. А Наталья Николаевна с 1970 года вместе со своим классом собирала материалы для школьного музея боевой славы инженерных войск, и сами дети выбрали как раз историю 217-го отряда. Собирали воспоминания, фотографии, реликвии той поры.
К сожалению, в 90-е годы кто-то решил, что такой музей не нужен, его просто уничтожили. Отдельные экспонаты учителя разобрали по домам, часть передали в Павлово-на-Неве - неподалеку, на 45-м километре Мгинского направления, установлен памятник девушкам-минерам. В Павловской поселковой библиотеке и нашлась общая тетрадка, исписанная бисерным почерком инженер-полковника в отставке, в те годы командира 1-й роты 217-го ООР Лазаря Григорьевича Микинелова. С помощью Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко "Российская газета" издала книгу, в которую кроме этих воспоминаний вошли и записи бесед с тремя бывшими бойцами 217-го ООР - Алией Курбановной Абубикеровой, Зинаидой Исаевной Ивановой и Аллой Васильевной Агафодоровой. Алия Курбановна сказала тогда удивительную фразу: "Война до сих пор лежит камнем в груди, не дает дышать".
Алия Курбановна и Зинаида Исаевна приехали на презентацию книги, которая проходила на борту ледокола-музея "Красин". Обеим уже за 90, но их бодрости, ясному уму, хорошей памяти и позитивному отношению к жизни можно только завидовать. Хотя жизнь их легкой и после войны не была. В 1979 году, при введении льгот участникам Великой Отечественной войны, им пришлось долго восстанавливать свои военные документы. А в 1981 году кто-то решил сэкономить, и им заменили удостоверения участников войны на корочки вольнонаемных - и льготы поменьше. Пришлось через суд и обращение в Госдуму доказывать, что были военнослужащими, принимали присягу и служили в действующей армии. Случилось это только к 2000 году - через 55 лет после войны! А до этого им не раз доводилось слышать: "Знаем мы, как вы там воевали..."
Алия Курбановна до сих пор помнит, как в жилотделе, куда она обратилась с заявлением об улучшении жилищных условий, какой-то чинуша смахнул на пол ее ветеранские документы: мол, ничего вам не положено. Так и живут до сих пор впятером с семьей дочери в малогабаритной двушке на окраине Петербурга. Она делит 8-метровую комнату с внуком-студентом. Не знаю, как там по правилам жилищного учета, но по совести мне лично было стыдно за то, что 92-летняя защитница Ленинграда не заслужила даже отдельной комнаты.
Но она все-таки живет в семье, окруженная любовью и почтением. Куда горше было слушать рассказы других ветеранов войны. Кого-то из-за все того же жилищного вопроса сын и невестка чуть не упекли в психбольницу, хотя здравому смыслу этой женщины можно позавидовать. Кого-то отправили умирать в хоспис чужие люди, а живые-здоровые внуки узнали о болезни героической бабушки уже после ее смерти. Председатель Совета ветеранов инженерных войск Ленинградского и Волховского фронтов 92-летний Федор Васильевич Левской на встрече мимоходом посетовал - живет один, много сил и времени уходит, чтобы приготовить себе хотя бы кашу, хотя и дети есть, и внуки, и правнуки.
В День Победы мы чествуем ветеранов, произносим красивые слова, дарим подарки, цветы. Это все правильно и необходимо. Но, может, куда важнее слов и цветов приготовить человеку обед, помыть окна, убрать квартиру, постирать? Может, красивые слова "Никто не забыт, ничто не забыто" сегодня требуют не клятв верности, а простого человеческого внимания и заботы?
На презентации книги "Юность на минном поле" присутствовали сотрудники комитета по молодежной политике Санкт-Петербурга и волонтеры. Они сказали все нужные и правильные слова, благодарили ветеранов, жали им руки и обещали любую необходимую помощь. Очень надеюсь, что слова не останутся словами. И что каждый из живых защитников Ленинграда, как, впрочем, и все живые ветераны войны, будут окружены вниманием и заботой не только в праздничные дни.