Московская гимназия N 1529 им. Грибоедова - одна из таких. Здесь три профиля - гуманитарный, естественно-научный и экономический.
- Есть еще универсальный класс, где учатся дети, которые пока не определились, какие предметы им интереснее всего для углубленного изучения. Таких учеников примерно 25 процентов, - рассказывает директор гимназии Марина Соловьева.
Почти 90 процентов учеников спецклассов идут учиться в вузы по выбранному направлению. Самый большой процент мотивированных учеников - в медицинском классе. Программа для него составлена так, что у ребят в расписании стоит 4-5 часов биологии и химии в неделю вместо обычных двух часов. Часть занятий проходит в Центре непрерывного образования Первого Московского государственного медицинского университета им. Сеченова.
- Мы можем оказать первую помощь при переломах, ушибах, наложить повязку, - рассказывает одна из учениц. Средний балл ЕГЭ у "медиков" - 85. Репетиторов почти ни у кого нет.
Средний балл по иностранному языку в гуманитарных классах - 95. На иностранный отводится до 6 часов в неделю. Правда, математики, физики, химии и биологии тут поменьше, чем в медклассе. Будущие гуманитарии изучают основы этих курсов на "естествознании". В универсальном классе средний балл ЕГЭ тоже очень достойный - 75.
Не так давно к гимназии присоединили школу-интернат для слабослышащих и школу для слабовидящих учеников. Так что, можно считать, добавилось еще два профиля.
Что касается инклюзии, то все замечательно: "особенные" ученики занимаются в разных корпусах, но на школьные мероприятия собираются вместе. А вот с управленческой точки зрения - сплошные проблемы. Негде брать "особенных" учеников для первого класса!
По идее, это должны быть выпускники специальных детских садов, но такие сады прикрепили к другим школам. Исключительно по территориальному признаку. Словом, уникальные возможности обеих спецшкол используются далеко не полностью.
Подушевое финансирование привело к тому, что за "особенных" учеников любая школа держится всеми силами. На них бюджет дает больше денег. А уж есть ли реальные условия для обучения или нет - вопрос, получается, второй...
Заместитель директора, выпускница факультета дефектологии Московского государственного педагогического университета Анна Федянина лично ходила по коррекционным детсадам, чтобы рассказать о возможностях гимназии для обучения слабослышащих и слабовидящих первоклашек. Но не везде даже открывали дверь.
Ее, потомственного сурдопедагога, очень беспокоит, что в такой ситуации есть риск потерять уникальные кадры. Ведь что получается? Если нет учеников, нет и нагрузки у педагогов. В гимназии предлагают разные варианты.
Можно, например, сделать эти две школы ресурсным центром для Московской области или даже для всей страны. Тогда поступать сюда могли бы не только москвичи, но и дети, нуждающиеся в специальном обучении, из других регионов. Хотя бы Центрального федерального округа. Или наоборот, взять тот, где меньше возможностей для инклюзии.
Можно закрепить за этими школами коррекционные детские сады или разрешить записываться через электронную очередь всем желающим, а не только жителям ближних домов.
Вера Шаповалова, директор школы N 309, Санкт-Петербург:
- У нас профильный класс пока всего один - по журналистике. Ребята раз в две недели занимаются с преподавателями факультета журналистики СПбГУ. Программа отличается тем, что больше часов отводится на литературу, обществознание, историю. И даже добавляется лишний час математики в неделю. В прошлом году конкурс в профильный класс был 3 человека на место. Сторонников профильного обучения становится все больше.