География фестиваля охватывает 22 города страны, среди которых Тула, Орел, Воронеж, Краснодар, Владикавказ. Исполняемая музыка представлена симфонической, хоровой, камерной и звонильной программами. Колоссальный охват произведений самых разных эпох уже давно сделал Пасхальный фестиваль одним из ярких духовных символов России.
Именно поэтому глава государства каждый год пристально следит за событиями этого масштабного музыкального праздника. И вчерашний концерт, на котором он побывал, - лишь часть большой, обширной и многообразной программы фестиваля. "Все его события наполнены огромным нравственным смыслом, выполняют просветительскую функцию", - заявил Владимир Путин, выступая перед началом концерта. Благодаря симфонической, хоровой и камерной музыке, звучащей на фестивале, огромное количество россиян, включая, конечно же, и представителей молодого поколения, могут приобщиться к лучшим образцам национальной и мировой культуры.
От всей души президент поблагодарил организаторов и участников Пасхального фестиваля за тот праздник музыки, который они с такой безграничной страстью дарят миллионам людей. Отдельного спасибо удостоился его вдохновитель, дирижер Валерий Гергиев, без таланта, творческой энергии и феноменальной работоспособности которого фестиваль никогда не получил бы такого грандиозного размаха.
Не мог не вспомнить президент и о триумфальном выступлении Симфонического оркестра Мариинского театра в Пальмире. Под палящим солнцем коллектив играл музыку, которая возвещала о мире и счастье в измученном войной городе. "Это событие вызвало небывалый эмоциональный отклик во всем мире, стало символом надежды, победы цивилизации над варварством, культуры и созидания над хаосом и разрушением. Все исполнители проявили и свои лучшие творческие качества, и настоящее мужество. А ведь там, вокруг Пальмиры, до сих пор идут боевые действия ", - сказал Путин.
Президент отметил, что традиции добра, справедливости, гуманизма по-прежнему являются непреходящими ценностями, и ярким подтверждением этого уже давно стал сам Пасхальный фестиваль, музыкантов которого глава государства еще раз поблагодарил за самоотверженную работу и преданность великой музыке.
Концертная программа нынешнего года посвящена 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева, поэтому кульминацией вчерашнего концерта, конечно же, стали лучшие работы великого русского композитора. Однако вначале неожиданно прозвучала веселая, непринужденная и озорная музыка из скерцо Феликса Мендельсона к спектаклю "Сон в летнюю ночь" - изысканный и непринужденный сюрприз от Валерия Гергиева.
Сильным контрастом Скерцо прозвучал печальный, ностальгический Вокализ Сергея Рахманинова в исполнении виолончелиста Сергея Ролдугина. Музыкант и оркестр без какого-либо нажима представили эту интимную музыку. Следом скрипач Павел Милюков сыграл виртуозную каденцию из Первого скрипичного концерта Дмитрия Шостаковича, ярую, неистовую, отчаянно злую, которая перетекает в завершающую это сочинение заводную бурлеску, полную типичных для композитора двойных смыслов.
Однако главным событием концерта стала все же музыка Сергея Прокофьева. Валерий Гергиев исполнил третий акт из лирико-бытовой оперы композитора "Семен Котко", которая повествует о событиях гражданской войны на Украине. Этот поистине эпический фрагмент, завершающийся страшной драматической кульминацией, стал прологом к Пятой симфонии Прокофьева, которую композитор считал одной из своих лучших работ. Это, несомненно, одно из самых многогранных произведений композитора. Героико-эпическое начало первой части, пластичность и танцевальная непринужденность второй, суровая патетика и трепетная лирика третьей и, конечно же, поток праздничных звучаний четвертой - все это музыкальное многообразие было передано Симфоническим оркестром Мариинского театра с подлинным размахом, достойным олимпийского величия этой музыки.
Пятая симфония, которая была написана Прокофьевым во время Великой Отечественной Войны и которая задумывалась композитором как "симфония величия человеческого духа", завершила программу концерта. Зал начал аплодировать Валерию Гергиеву и оркестру Мариинского театра, едва лишь стихли финальные аккорды. Это было поистине грандиозный эпилог предпоследнего концерта Пасхального фестиваля.