Россияне сделали первые предзаказы на самый дешевый в мире автомобиль

Российский дистрибьютор индийской компании Bajaj Auto получил первые 350 предзаказов на "самый дешевый автомобиль в мире" - Qute с 13-сильным моторчиком. Ожидается, что продажи стартуют до конца года и не исключено, что уже в сентябре.

- Коммерческие компании разместили предварительные заявки, внеся определенный процент предоплаты. Это сделано с конкретной целью: они хотят получить Qute в первые дни после старта официальных продаж, - сообщили "РГ" в фирме "Ист Вест Моторс", рискнувшей привезти самое необычное в России транспортное средство.

Bajaj Qute - действительно рисковая ставка. Когда в октябре 2015 года в СМИ просочилась первая информация о появлении у нас этого микромобиля, многих она лишь позабавила. Неказистый внешний вид, мотоциклетный двигатель под капотом, непрочный кузов, жесткие сиденья и традиционная для Индии прозрачная пленка вместо стекол боковых дверей - все это вкупе оставляло немало сомнений в жизнеспособности планов дистрибьютора, который доселе был известен лишь любителям мототехники.

Впрочем, шума новость наделала, поскольку будущую новинку окрестили самым дешевым автомобилем в мире - дескать, в Индии он стоит 2000 долларов. Стоит признать, в этой характеристике была определенная натяжка. Во-первых, Qute - это так называемый квадрицикл, причем именно через букву "и". По сути, это маркетинговое обозначение "мотоколяски" - транспортного средства, которое по всем параметрам переросло мотоцикл с люлькой, но не достигло уровня стандартной машины. Во-вторых, в России модель обещали продавать уже за 250 000 рублей, что вряд ли можно называть символической цифрой. Да и на индийском рынке из-за сложности с сертификацией Qute простым авто- и мотолюбителям еще не купить, а потому речь может идти скорее о себестоимости, чем о конечной цене. И тем не менее, СМИ до сих пор с энтузиазмом эксплуатируют фразу о самом доступном автомобиле, поскольку более дешевых новых четырехколесных транспортных средств с закрытым салоном и крышей над головой точно нет и, возможно, не будет.

Так вот, риск дистрибьютора заключался хотя бы в том, что ему пришлось выступить первопроходцем и ориентироваться в буквальном смысле на местности. Со времен инвалидного автомобильчика С-3А, запомнившегося по знаменитой сцене с дружинником в фильме "Операция "Ы", и более "продвинутой" С-3Д, которые на периферии можно было встретить еще лет 15 назад, мотоколясок на отечественном рынке не появлялось. Кстати, в декабре 2015 года прошла информация, что индийский ультрабюджетник доработают до использования как раз в качестве "инвалидки", причем это "утяжелит" его стоимость лишь на 7,5 тысячи рублей. Однако в последнее время его презентуют лишь в качестве уникальной коммерческой техники.

- Qute изначально позиционируется как B2B-транспорт и ориентирован в первую очередь на коммерческую эксплуатацию службами доставки, курьерами, прокатными компаниями, такси. По результатам тестов среди нескольких курьерских служб, вывод их технического персонала однозначен: это стопроцентное попадание в "наш" сегмент. Однако если кто-то решит приобрести квадрицикл частным образом, никаких препятствий, естественно, не будет. При всем этом Qute легко может быть переоборудован в транспортное средство для инвалидов, - пояснил "РГ" гендиректор "Ист Вест Моторс" Александр Aлексеев.

Судя по сделанным коммерческими организациями предзаказам, эта стратегия сработала, ведь изначально в компании говорили о 200-300 продажах в 2016 году как о желательном результате. Впрочем, первые сделки еще не закрыты, да и конкретные планы в компании сейчас не озвучивают, осторожно заявляя: "Все зависит от спроса".

Нужно добавить - еще и от цены, поскольку она будет выше изначально заявленной. На официальном сайте дистрибьютора пока значится ориентировочная цифра в 300 000 рублей. Но, по словам Александра Алексеева, в компании рассчитывают уложиться в сумму 5 000 долларов. По максимальной планке - это уже уровень хоть и простенького, но настоящего автомобиля Dаewoo / Ravon Matiz, а значит задача маркетологов по продвижению Bajaj становится сложнее.

- Надо учитывать, что 2 000 долларов - это промо-цена специально для Индии, где компания может позволить себе продать несколько десятков тысяч "квадриков" по себестоимости, просто в рекламных целях. На всех остальных рынках цена складывается из абсолютно стандартной схемы, таможенных платежей, налогов, доставки и наценок дистрибьютора и дилера, - поясняет Александр Алексеев, почему "самый доступный в мире автомобиль" в России оказывается не столь дешевым.

В то же время, по его словам, у Qute имеется неоспоримое преимущество перед любым настоящим авто той же ценовой категории. Это "поразительно низкая стоимость эксплуатации, ведь квадрицикл прост настолько, насколько вообще возможно".

Все так и есть: у него четырехтактный одноцилиндровый бензиновый мотор объемом 217 кубических сантиметров жидкостного охлаждения - причем спрятанный не под капотом, а в заднем отсеке. С одной стороны, он разгоняет 400-килограммовый кузов до 70 километров в час, с другой - почти не производит выбросов и довольно экономичен. На 100 километрах Qute обещает тратить до трех литров 92-го бензина. Правда, заправляться придется частенько, потому что в топливном баке поместится всего 8 литров. Но в будущем производитель обещает еще более экономичные версии на пропане и метане. Мотоциклетная трансмиссия предусматривает пять ступеней, а на передних и задних (ведущих) колесах работают барабанные тормоза с гидравлическим приводом. И это - почти все, что можно рассказать об устройстве микромобиля. Там, в самом деле, и ломаться особо нечему.

Впрочем, последняя фраза звучит провокационно, поскольку многие российские СМИ обратили внимание на краш-тест организации Euro NCAP. Bajaj Qute, наряду с другими квадрициклами, по сути, его не прошел, заработав лишь одну рейтинговую "звезду". Как выяснилось, ни водителю, ни пассажиру при серьезном столкновении ждать милости от судьбы не приходится. Достаточной оказалась только защита шеи и - при боковом ударе - таза, а грудь и голова практически беззащитны. Однако в "Ист Вест Моторс" утверждают: все дело в параметрах исследования.

- Euro NCAP использует собственную методику краш-тестов, но Qute имеет европейский сертификат WVTA, выданный лабораторией RDW из Нидерландов, что еще раз подтверждает: он соответствует абсолютно всем требованиям, предъявляемым к данной категории транспортных средств, - констатирует Александр Алексеев.

И в виде аргумента он приводит успешный старт продаж в Турции и допуск на рынки Польши, Германии, Греции и Франции. Да собственно и для России Qute уже прошел необходимую сертификацию в качестве квадрицикла категории L7. То есть, на нем вполне можно передвигаться по дорогам общего пользования, обладая водительскими правами категории B (или B1, если, конечно, кому-то посчастливится таковые получить).

И да - пленки в окнах индийцы обязательно заменят на привычные стекла. "Нашими инженерами для адаптации транспортного средства внесено порядка 30 предложений по итогам тестов в России, которые ведутся с февраля", - отметил гендиректор компании-дистрибьютора.

И тем не менее эксперты "РГ" пока осторожно оценивают перспективы новинки.

- Мне сложно судить о перспективе Qute в России, поскольку многое зависит от ценовой политики и методики продвижения машины, - отметил главный редактор журнала "Мото" Александр Астапов. - Склоняюсь к частному мнению, что на первых порах сбыт не превысит пары-тройки тысяч единиц - исключительно как коммерческой техники. Например, для доставки пиццы или в качестве вспомогательного транспорта в сельском хозяйстве и на крупных промышленных предприятиях.

- Мне удалось увидеть Bajaj Qute на выставке "Мотовесна 2016", - рассказал известный мотоблогер Алексей Макаров. - Скажу откровенно, эмоции от увиденного смешанные. Воспринимать Qute будут как авто, да и называть его хочется именно "авто", а не квадрицикл. Безусловно, для мотоциклистов Bajaj - не новый бренд, многие его знают как завод, плотно сотрудничающий с KTM и Kawasaki. Но уверен, что из-за этого мотоциклисты не ринутся покупать Qute, и на той же выставке многие считали его инородным… Квадрициклы - вообще у нас довольно молодой класс на рынке, причем непопулярный. Поэтому я считаю, что на сегодня компания "Ист Вест Моторс" лишь застолбит свое присутствие в этом сегменте, а возможно, при удачном стечении обстоятельств, сформирует аудиторию, по которой потом будут массово ударять продавцы дешевых китайских аналогов. Это на нашем рынке одна из классических схем…

Подписывайтесь на автомобильные новости "РГ" в Telegram: telegram.me/rgruavto