Новости

19.05.2016 21:20
Рубрика: Культура

Скрипки правят бал

100 тысяч евро - за талант
Международный конкурс скрипачей Владимира Спивакова впервые проводился в Уфе, на родине маэстро. Лауреатом первой премии стал самый юный участник конкурса - Даниэль Лозакович (Швеция), который через несколько дней сенсационно выступил с оркестром Мариинского театра на закрытии Пасхального фестиваля. О том, как появился новый скрипичный международный конкурс, рассказал "РГ" Владимир Спиваков.
 Фото: Александр Шапунов/ пресс-служба Пасхального фестиваля  Фото: Александр Шапунов/ пресс-служба Пасхального фестиваля
Фото: Александр Шапунов/ пресс-служба Пасхального фестиваля

Владимир Теодорович, говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет. Что вложено в название этого конкурса?

Владимир Спиваков: Это была не моя идея. Конкурс Спивакова предложил провести президент Башкортостана. Честно признаюсь, что получал и ранее предложения о проведении конкурса моего имени в разных городах и странах и всегда относился к этому с большой осторожностью и иронией... Но в данном случае я согласился, и главное, что не ошибся!.. Это как память о моих родителях: мама приехала в Уфу после снятия блокады в Ленинграде; отец после тяжелой контузии на фронте стал здесь работать старшим мастером по производству двигателей для бомбардировщиков на авиационном предприятии. И знаете, я очень тронут тем, что мэр города отыскал дом по улице Глинки с квартирой, в которой я родился. И это здание не будут сносить...

Как уфимская земля восприняла новый скрипичный форум?

Владимир Спиваков: Люди связаны не только генетическим кодом, но и духовным наследием, а здесь оно очень богатое: Аксаков, Нестеров, Бурлюк, Нуреев, Довлатов... Это творческое богатство и живет в людях! И слово "Провинция" я всегда произношу с большой буквы. Часто на нынешних конкурсах в зале на прослушиваниях, кроме жюри и конкурсантов, нет никого. А здесь с самого первого тура попасть на состязания было трудно, залы были переполнены.

Вы говорили, что не любите конкурсы, что это "дело вкуса". Как сумела прийти к единому решению судейская коллегия?

Владимир Спиваков: Считаю, что настоящий талант должен быть признан вопреки всему. И тут никаких других обстоятельств быть не может: чей это ученик, из какой страны. Поэтому со мной судить бывает трудно! Мои коллеги в курсе, что никакие побочные движения невозможны. Сужу объективно: вот настоящий талант, и все!

На вашем конкурсе победители получают в награду самое главное, к чему стремится каждый профессионал, - скрипку работы известного мастера. Вы играли на этих инструментах?

Владимир Спиваков: Первая премия - скрипка мастера Карло Джузеппе Оддоне (около 1890 г.). Выбирал сам, стоит она 100 000 евро. Человек, который ее продавал, просил гораздо больше, но когда ему объяснили, для чего будет предназначен этот инструмент, он согласился. Этот инструмент выкупил меценат из Башкирии. Таким образом, призовой фонд нашего конкурса самый большой во всем мире. Хочу заметить, что главная беда современных молодых музыкантов в том, что ни один из них не может позволить себе купить хорошую скрипку. Я, к примеру, играю на инструменте, который находится у меня в пожизненном пользовании. За всю жизнь так и не смог приобрести Страдивариус. Когда был Советский Союз, весь гонорар мы отдавали Госконцерту. Сейчас купить инструмент тоже крайне сложно, нужно платить большие налоги. На нашем конкурсе молодой скрипач получает настоящий инструмент мастера как награду!

По какому принципу выбирались скрипки-премии?

Владимир Спиваков: Главным критерием являлось звучание. Вторая премия - это скрипка работы француза Алена Карбонара. На виолончели его работы играл Ростропович. Очень трогательно, что Ален Карбонар сам подарил нам еще два инструмента, один из которых получит Башкирский национальный симфонический оркестр, а другой, созданный его 16-летней дочерью, будет передан в детскую музыкальную школу.

Говорят, каждое поколение музыкантов отличает что-то особенное. Чем отличаются нынешние победители от скрипачей-виртуозов 60-х?

Владимир Спиваков: У нас была потрясающая школа и настоящие педагоги - в полном смысле слова - служители искусства! Они не придавали значения потраченному времени, зарплатам. Они создавали своих учеников. Русская скрипичная школа не исчезает!.. Мы прекрасно понимаем, что дети сейчас развиваются совершенно по-другому. В три года ребенок подходит к компьютеру и рисует, к примеру, тигра!.. Мы так в 15 лет не играли и, конечно, были другими, да и время было совсем другое...

Культура Музыка Классика Звездные интервью "РГ"