Сайт с данными российских автовладельцев прекратил работу

Новый ресурс появился в сети Интернет. С его помощью по регистрационному номеру автомобиля можно узнать телефон автовладельца.

Правда, в доступности этот ресурс был недолго. Поднятая в Сети волна недовольства, последующие затем публикации в СМИ, обращения депутатов в Роскомнадзор, МВД и прокуратуру сделали свое дело. Сайт autonum.info, на котором эта услуга предоставлялась, теперь недоступен. Впрочем, и никаких правовых последствий в отношении владельцев этого ресурса пока не последовало.

Напомним, что это был за ресурс. В аннотации к нему было написано, что этот сайт позволит по номеру машины найти ее владельца, если автомобиль, например, мешает проезду или его собирается увезти эвакуатор. Сообщалось, что база данных на сайте собиралась самими пользователями.

Пока сайт еще был доступен, корреспондент "РГ" задал несколько номеров своих машин. И, к своему удивлению, по одному из автомобилей получил достоверный телефон. А по другому - устаревший.

Надо сказать, что наш корреспондент никому своих данных по собственному почину не передавал. Многие коллеги, которым также "повезло" воспользоваться этим сервисом, также, по их признанию, ни на какие сайты информации о своих автомобилях не передавали.

Высока вероятность того, что на этот ресурс каким-то образом попали данные из структур, которые обязаны эту информацию собирать в силу своей деятельности. Но также, по закону о защите персональных данных, обязаны эту информацию хранить.

Понятно, что такие данные есть в первую очередь в ГИБДД. Напомним, что когда-то базу данных Госавтоинспекции можно было купить на столичных рынках на CD-дисках. Вряд ли сейчас на сайт попала устаревшая информация. По оценкам различных СМИ, в частности, газеты "Ведомости", достоверность информации, которую выдавал сайт, соответствовала 70-80 процентам.

Доступ к регистрационным данным Госавтоинспекции есть у Московской административной дорожной инспекции (МАДИ), которая выявляет нарушителей правил остановки и стоянки в столице.

Есть база данных с данными о машинах и их владельцах у страховщиков ОСАГО. Речь идет об АИС РСА. Но в ней нет телефонов автовладельцев.

Есть еще база данных техосмотра, администрированием которой занимается также Госавтоинспекция. А пользуются ею операторы техосмотра и страховщики ОСАГО. Данные какой базы попали в Сеть и в каком объеме, пока неизвестно. На последней копии сайта, сохраненной в Сети, только в день его закрытия было добавлено более четырех тысяч новых номеров. А в предыдущий день - более 23 тысяч.

Примечательно, что в сети Интернет автовладельцы поделились на две части. Одни поддерживали эту инициативу, мол, взаимовыручка для водителей, другие выступили категорически против. В большинстве своем автовладельцы опасаются, что их личными данными воспользуются далеко не для того, чтобы предупредить о возможной эвакуации транспорта, а совершенно в других, далеко неблаговидных целях. Впрочем, многих задело и то, что в Сеть утекла информация именно из тех мест, где она должна храниться, как зеница ока.

Роскомнадзор пока изучает вопрос о законности размещения такой информации. Если она появилась из открытых источников, то все законно. И только личное чье-нибудь нежелание видеть свои данные рассекреченными может дать повод для удалениях именно этих личных данных. А если база взята у вышеперечисленных организаций и ведомств, то это прямое нарушение закона. Остается только выяснить, как эта информация попала в третьи руки. Хакерами была взломана одна из баз данных или кто-то ее просто продал?

Во всяком случае, появление такой информации должно насторожить именно МВД, которое занимается в том числе борьбой с киберпреступностью.

Надо сказать, что есть сайты, которые так или иначе поддерживают автомобилистов и даже помогают избегать им эвакуаторов. Но они не передают тертьим лицам личные данные.

Петр Шкуматов, защитник прав автовладельцев:

- У этой идеи есть свои плюсы и минусы. Например, люди начали использовать эту базу, когда водителей эвакуируют. И действительно, были такие случаи. Кому-то информация, размещенная в Сети, сохранила автомобиль и нервы. Есть и отрицательный момент. Многие спамеры начали использовать эту базу данных для распространения своих услуг. Но люди сами часто выкладывают свои телефоны под лобовое стекло, так что приватность уже стала абстрактной. Как-то мне надо было ехать в аэропорт, а выезд мне перекрыла какая-то машина. Ни телефона под стеклом, сигнализация не работает. Если бы тогда была такая доступная база данных, я бы ей воспользовался. А так я потерял очень много времени. Так что к возможности найти телефон автовладельца, когда это необходимо, я отношусь скорее положительно.

Игорь Моржаретто, автообозреватель радио "Вести FM":

- Какими бы благими целями не объяснялось появление в открытом доступе моих личных персональных данных, я против этого. За последние пару лет участились случаи, когда мошенники пользуются телефоном, который некоторые водители кладут под лобовое стекло, чтобы им позвонили, в случае, если они мешают. Например, притрутся о стоящий автомобиль так, чтобы краска осталась, а потом позвонят по телефону и будут утверждать, что человек скрылся с места аварии. Или когда требуют по телефону денег, чтобы не протыкать колеса. И если мой телефон будет висеть в Сети вместе с номером моей машины, то я против этого.