Насколько дебют в Мариинском театре важен для вашей карьеры? Вы наверняка понимаете, что здесь вас будут слушать с особым пристрастием не столько как отличного тенора, но как мужа Анны Нетребко.
Юсиф Эйвазов: Я очень жду выступления в Мариинском театре. В Вене, где в начале мая я тоже дебютировал и тоже в "Турандот", многие были скептически настроены в мой адрес. "Она - лучшая, он - со средней карьерой, она его за собой тянет". Такие разговоры стремительно сходят на "нет". На первом спектакле мне хлопали сдержанно, но не букали. Можно быть мужем, братом кого угодно, но если ты не сдаешь свои главные экзамены - на сцене перед публикой, никто не поможет. Дебют в "Турандот" стал там таким экзаменом, который я успешно сдал.
Коллеги по оперному цеху не завидуют столь стремительному росту карьеры?
Юсиф Эйвазов: У недоброжелателей было бы больше карт, если бы я был бездарностью. Но даже те критики, которые когда-то не жалели яда, вынуждены признать, что Юсиф Эйвазов - тенор, который не стоит на месте. Сегодня оперные критики счастливы уже таким тенорам, которые хотя бы как-то допевают, скажем, партию кавалера де Грие в "Манон Леско" Пуччини - они уже готовы на него молиться. Мне хочется сломать это клише, я понимаю, что это большая смелость.
Вам действительно с необыкновенной легкостью удаются те самые мифические высокие ноты, которых иные тенора боятся как огня. Кто вас так научил петь?
Юсиф Эйвазов: Так природа распорядилась. Когда я пою верхние ноты, открывается какой-то клапан как будто сам по себе - открывается именно на верхних нотах, и там просто можно жить! Я многому учусь на записях старых мастеров - Франко Корелли, Беньямино Джильи, Лучано Паваротти. У Лучано была совершенная фразировка - ничего лишнего. Паваротти перепел все: от "Любовного напитка" Доницетти и "Сомнамбулы" Беллини до "Отелло" Верди и Калафа в "Турандот". Но я не считаю, что надо гнаться за репертуаром. Ошибка многих лирических теноров сегодня в том, что они очень быстро хотят петь драматический репертуар, за который платят больше и считается, что нет конкуренции. Но если у певца нет стальной трахеи и связок, которые хорошо смыкаются, если нет хорошего дыхания, если ты телом не родился это петь, то спев несколько раз в той же "Турандот", через два года голос может закончиться.
В октябре вас ждут в Большом театре - на премьере "Манон Леско" Пуччини.
Юсиф Эйвазов: В этом году меня ждет много дебютов. В Берлинской Штаатсопер будет "Трубадур" под управлением Даниэля Баренбойма, на Новой сцене Большого театра мы с Аней споем в "Манон Леско" Пуччини в постановке Адольфа Шапиро, в Баварской опере в Мюнхене спою Макдуфа в "Макбет" Верди, "Андре Шенье" в Праге в начале 2017-го. В следующем сезоне запланированы "Сила судьбы" Верди и "Адриенна Лекуврер" Чилеа в Мариинском театре. Хочу реализовать мечту - спеть "Отелло" под управлением маэстро Валерия Гергиева.