Впервые подобную инициативу в ноябре 2015 года озвучил вице-спикер Совета Федерации Ильяс Умаханов. Он предложил создать в России специальные колонии для террористов, чтобы они не могли во время отсидки вести вербовку боевиков среди осужденных по другим статьям.
Вместе с тем представители ФСИН уже высказались против такого обособления одной категории осужденных.
Федеральная служба исполнения наказаний считает нецелесообразным создание отдельных тюрем для содержания террористов, сообщил в феврале этого года первый замглавы ведомства Анатолий Рудый. По его словам, ФСИН совместно с коллегами из ФСБ и прокуратуры серьезно рассматривала вопрос создания отдельных тюрем для размещения террористов. "И пришли к мнению, что это очень сложно и практически невозможно", - сказал Рудый.
Он отметил, что будет сложно справиться с собранными в одном месте идейно подготовленными и специально обученными убивать людьми. Рудый также отметил, что в таких учреждениях будет практически невозможно проводить отдельные мероприятия по оперативной работе. "Мы сейчас идем по другому пути, мы помещаем по одному (осужденному за терроризм) в отряд и стремимся создать вокруг него определенный барьер", - рассказал замдиректора ФСИН.
При этом Рудый не стал отрицать вероятность того, что такие осужденные могут попытаться распространять свои радикальные идеи среди "соседей" по отряду, но Рудый заверил, что с такой ситуацией удается бороться и "весьма успешно".
"Общественная опасность террористической деятельности такова, что создание специализированных условий содержания лиц, причастных к терроризму, которые бы исключали их контакт с внешним миром, подельниками и спонсорами, оставшимися на свободе, а также вербовку новых адептов из среды заключенных, представляется вполне логичным, - прокомментировал "РГ" профессор Академии МВД России Иван Соловьев. - И в этом случае это могли бы быть учреждения с условиями содержания повышенной строгости, с надлежащими мерами безопасности, исключающими даже саму мысль о побеге или попытке освобождения данных лиц, а также учитывающими длительность пребывания в них осужденных за терроризм".
Ну и, конечно же, в таких заведениях, по словам эксперта, содержание заключенных должно быть раздельным, исключающим возможность их общения и совместного труда. "Все это в совокупности могло бы выступать еще одним средством профилактики терроризма, когда потенциальный преступник знал бы, что в дальнейшем его неминуемо ожидает весьма тяжелая жизнь", - отметил профессор Соловьев.
С другой стороны, прежде чем создавать специализированные учреждения, необходимо понимать, о каком количестве осужденных идет речь, продолжил эксперт. "На сегодняшний день цифры судебной статистики говорят о том, что таких лиц с трудом наберется на один отряд в колонии. Есть также вопросы относительно финансовой стороны - на строительство, содержание, обслуживание нужны средства", - сказал юрист.
Есть и еще один аспект этой проблемы - морально-психологический. "Ведь создавая специальные тюрьмы или колонии для террористов мы тем самым признаем ее частью нашей жизни, обострим и без того чувствительную для граждан остроту указанной проблемы. Да и до сегодняшнего дня у нас не было практики создания специализированных учреждений для лиц, совершивших какой то один вид преступлений. Хотя многие убийцы и педофилы также заслуживают "особого" к себе отношения. Представляется, что компромиссом могла бы стать разработка неких специальных условий содержания осужденных за терроризм и внедрение их в строго определенные ныне действующие учреждения, которые бы обеспечивали надлежащий перечень ограничений для таких лиц", - считает профессор Соловьев.