27.05.2016 17:03
    Поделиться

    Минпромторг поставил задачу удержать продажи машин на уровне 2015 года

    По мере улучшения ситуации в экономике объемы финансовой поддержки промышленности будут сокращаться. Об этом предупредил на итоговом заседании коллегии Минпромторга министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

    Однако пока до этого далеко. Особенно в автопроме. Министерство ставит задачу - удержать в 2016 году дальнейшее снижение темпов производства легковых автомобилей и сохранить продажи на уровне прошлого года. Для этого правительство уже увеличило масштабы финансирования до 25 миллиардов рублей. Министр призвал максимально эффективно использовать эти средства.

    Особенности тактики отныне связаны и с продвижением продукции отечественного автопрома на экспорт. К 2025 году четверть всех собранных в России автомобилей будут экспортоориентированы, озвучил цель министр. Сегодня картина обратная. Экспорт падает, мощности на российских автозаводах не загружены.

    Ясность на коллегии внес министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Он привел в пример группу Volkswagen, которая, как и другие крупнейшие западные автоконцерны, перенесла в Россию свое производство и еще недавно выпускала 160 тысяч автомобилей в год. В этом году количество авто снизилось до 95 тысяч, а на экспорт с конвейера уходит не более 5 тысяч машин в месяц.

    "Рынки сбыта за рубежом заняты",- перессказал участникам коллегии разговор с руководством Volkswagen Абызов, - российские заводы автогиганта не выдерживают внутрикорпоративную конкуренцию".

    Один из таких конкурентов на внешних рынках - Индия. Правительство этой страны дотирует производителей, в результате автомобили продаются дешевле на 300-500 евро. Михаил Абызов считает, что этот факт дотаций должен учитываться при разработке экспортной политики, а Минфин - не открещиваться от налоговых льгот. "Если льготы не будут работать, то значит, нужны другие гибкие меры поддержки", - заметил министр.

    По его мнению, в первую очередь российская промышленность должна нацеливаться на прорыв в экспорте, остальное (включая импортозамещение) само придет. Вице-премьер Аркадий Дворкович  развил эту тему дипломатично. По его словам, новые источники экономического роста сегодня, безусловно, надо связывать с несырьевым экспортом, однако на этом пути Россия только " нащупывает" ниши. Хотя потенциал велик и надо состыковать все ведомства так, чтобы не упустить возможностей.

    И Дворкович, и Абызов, и министр связи Николай Никифоров, говоря о планах промышленности, обратили внимание на неполадки в системе госзакупок. Дворкович сообщил, что без вмешательства ФАС, похоже, не обойтись - "междусобойчики" сохраняются, представители некоторых органов власти продолжают закупаться товарами, не отвечающими техническим требованиям.

    Николай Никифоров, которого участники коллегии из регионов успели проинформировать о конкретных прецедентах с нарушениями при госзакупках программного обеспечения, пообещал, что "целый ряд таких закупок ПО будет отменен".

    Михаил Абызов в свою очередь дал понять, что госзаказ регулируется картельным сговором, в итоге цены на тендерах "улетают в космос".

    "Такие схемотехники придумывают!",- посетовал он, но в подробности вдаваться не стал.

    Кстати, о космосе и перспективах космической отрасли на коллегии минпромторга с тревогой рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он обеспокоен отставанием России от США в космической отрасли в 9 раз. По словам Рогозина, даже увеличив производительность труда в этой области в полтора раза, догнать американцев не получится. Выступая на коллегии Рогозин призвал к борьбе с "бумагооборотом" и бюрократией. Иначе, подчеркнул вице-премьер, Россия "так и будет смотреть на НАСА и Илона Маска по телевизору".

    Вместе с тем он похвалил наши военные заводы за поставки конкурентной продукции. Несмотря на выдавливание с рынков, Россия сегодня ненамного уступает США, отметил Дмитрий Рогозин. Только в прошлом году она заключила новые контракты на поставку вооружения за рубеж на 26 миллиардов  долларов. "Таким образом, впервые с 1992 года уровень экспорта в этой сфере достиг 56 миллиардов долларов", - сказал Рогозин. По его мнению, уступаем мы сейчас только США, но и то потому, что у Америки гораздо больше возможностей "подчинить волю НАТО", используя союзнические отношения с его странами-членами.

    Большие надежды вице-премьер связывает, как он образно выразился, с "управленческим фитнесом". А появление с этого года в России институтов генеральных конструкторов и генеральных технологов он рассматривает как ступень к возникновению новой элиты инженерного класса. Генеральные конструкторы и технологи получат широкие полномочия, "чтобы могли не только контролировать, но и рисковать, организуя работу вне рамок своих институтов , отвечая за системы вооружений, в целом, внедряя в производство, а не только отслеживая появление новых технологий",пояснил задачи двух десятков персональных управленцев Рогозин.

    Коллегия Минпромторга впервые в этом году прошла в новом формате - короткие доклады основных спикеров и ответы на вопросы из зала. От "суконно- бюрократического" проведения заседания предостерег накануне Михаил Абызов.

    Один из самых горьких вопросов прозвучал от авиастроителей: "Правда ли, что авиакомпании планируют беспошлинно закупить 340 иностранных самолетов за границей?" Слухи опроверг Дмитрий Рогозин.

    По его словам, напротив, принято решение о строительстве регионального пассажирского турбовинтового самолета Ил-114 на 64 пассажироместа. Это поможет связать между собой регионы, открыть межобластные авиамаршруты. "Чтобы не приходилось, как сейчас, из Амурской области в Хабаровск через Москву летать", - пояснил он.

    "Мы надеемся, что уже с 2021-2022 года этот самолет пойдет в серийное производство на нижегородском заводе "Сокол", - уточнил Рогозин.

    На программу производства Ил-114 предполагается направить из бюджета 50 миллиардов рублей, назвал журналистам "цифру поддержки" министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

    Турбовинтовой самолет Ил-114 был разработан конструкторским бюро Ильюшина в конце 1980-х для эксплуатации на региональных воздушных линиях СССР.

    Кстати, весьма живо на коллегии прозвучало сообщение Дениса Мантуров о том, что в России в настоящее время строятся 89 судов с использованием механизмов господдержки.

    А в этом году впервые за последние 60 лет начнется строительство двух крупных пассажирских круизных судов вместимостью более 300 человек. Лайнеры планируется эксплуатировать на внутренних речных и морских маршрутах.

    Известный ресторатор, член Общественного совета по техническому регулированию при Минпромторге Игорь Бухаров при этом поинтересовался у министра, знает ли тот, что круизные лайнеры  по российским правилам обязаны иметь лицензию на организацию общественного питания, в том числе - на алкоголь. И можно ли в связи с развитием этого вида транспорта, ввести послабления для "смежников". Министр в ответ заметил, что суда такого класса строятся не менее трех лет, поэтому еще будет время подумать о теме лицензий.

    Поделиться