Речь идет о новейшей модификации вертолета Н135. В дальнейшем собирать эти машины также планируется в России - соответствующий договор был заключен в начале 2016 года между "Уральским заводом гражданской авиации" и Airbus. Начало производства намечено на 2017 год. Первая партия Н135, собранных у нас, будет состоять из четырех вертолетов.
Машины этого производителя летают в нашем небе уже 20 лет. В 1995 году первый полет совершил Во-105 МЧС России. Всего их в России уже 200 штук, но большую долю российского рынка, конечно, занимают частные вертолеты.
В Европе один медицинский вертолет приходится в среднем на 1 млн населения страны. В России эта цифра составляет менее 2 вертолетов на 1 млн, причем большинство из них сосредоточены в Москве и Подмосковье. В Airbus Helicopters считают, что Н135 отлично проявит себя в регионах, где машина скорой помощи не всегда может оперативно добраться до пациента, а больница находится в десятках километров от небольших населенных пунктов. Поэтому, в частности, переговоры ведутся с властями Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской, Челябинской и Свердловской областей.
"Там, где скорая может ехать от 30 минут до полутора часов, вертолету Н135 требуется всего 10-15 минут, включая взлет и посадку", - отмечает старший менеджер по продажам и продвижению медицинских вертолетов Airbus Helicopters Ральф Зетц, напоминая о "золотом" часе, неоказание помощи в течении которого существенно снижает показатели выживаемости.
H135 способен производить посадку в экстремальных и неблагоприятных погодных условиях, на склонах в гористой местности, а также в зонах бедствия - при землетрясениях, наводнениях и оползнях. На борту легко размещается все необходимое оборудование для транспортировки тяжелых больных и реанимации. При наполнении салона учитываются установленные в Европе нормы для перевозки больных по воздуху - медики и пациент располагаются так, чтобы реанимационные процедуры проводились наиболее эффективно.
Почему в России так мало медицинских вертолетов? Дело, в первую очередь, в стоимости их обслуживания. Немалые средства нужны, чтобы построить ангар или вертолетную площадку, обучить пилотов и медперсонал для работы именно на медико-эвакуационном вертолете. При этом, уверяет Ральф Зетц, эксплуатация H135 может быть даже экономичнее эксплуатации машины скорой помощи. Это, по его словам, касается и топлива, и сервисного обслуживания. Возможно, в течение нескольких лет в российском небе будет летать больше медицинских вертолетов, что позволит быстрее доставлять людей в больницы и оказывать неотложную помощь в кратчайшие сроки.
У вертолета Н135 на российском рынке есть серьезные конкуренты. Самый близкий по классу к Н135 - "Ансат" производства Казанского вертолетного завода, входящего в холдинг "Вертолеты России" - единственного разработчика и производителя отечественной винтокрылой техники.
"Ансат" обладает рядом конкурентных преимуществ - это цена, стоимость летного часа, а также безангарное хранение. Кроме того, на машину устанавливается противообледенительная система, позволяющая эксплуатировать вертолет в суровых климатических условиях. Эта машина уже нашла своих первых заказчиков. В скором времени новый вертолет будет спасать жизни в одной из российских республик.
Это только один из конкурентов H135. Российский производитель создает широкую линейку медицинских вертолетов. Хорошо зарекомендовали себя также Ка-226Т, Ми-8/17 и Ка-32А11ВС. Некоторые из них менее компактные, в отличие от H135, но зато могут превращаться в настоящий "летающий госпиталь" - автономную клинику с широкими медицинскими возможностями, вплоть до проведения серьезных хирургических операций. Всего на сегодняшний день, по данным Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" Минздрава РФ, эксплуатируется более 100 российских вертолетов санитарной авиации.