Дело подавалось так, будто компания молодых людей в Волжском Волгоградской области отмечала выпускной на турбазе. И девушка по имени Элеонора слишком усердно налегала на спиртное. Ее товарищи-собутыльники решили воспользоваться беспомощностью подруги и изнасиловали ее.
На одних фотографиях можно было увидеть полуобнаженную выпускницу, все тело которой исписано маркерами. На других - ее довольные одноклассники. В адрес парней, выложивших в сеть эти материалы, пошли угрозы. Сейчас посты с фото уже удалены, а аккаунты закрыты.
Детский омбудсмен Павел Астахов сообщил в своем Твиттере: "Версия об изнасиловании не подтверждается. Проверка продолжается. Сейчас этим заняты все: комиссия по делам несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних, следственный комитет, губернатор, органы образования".
Заявления о надругательстве "пострадавшая" не писала.
- У нас организовали доследственную проверку, - рассказали "РГ" в пресс-службе регионального следственного управления СКР. - Все участники инцидента опрошены. Ни у девочки, ни у ее родителей нет претензий. Школьница уже прошла медицинское освидетельствование, которое подтвердило, что никакого сексуального насилия над ней не было.
Процессуальное решение будет принято по итогам проверки, на которую отводится 10 дней, добавили в комитете.
По официально не подтвержденной информации, Элеонора действительно выпила лишнего. И одноклассники просто разрисовали ее - то ли припомнив старые обиды, то ли просто ради шутки. Едва ли они сами были трезвы как стеклышко в тот момент.
В школе, где учатся фигуранты скандала, от разговора на эту тему уклонились.
- Конечно, всей подноготной мы пока не знаем. Но все выглядит так, будто действовали подростки с несформированной самооценкой. Хотели обратить на себя внимание, - считает руководитель волгоградского психологического центра Марина Ткаченко. - Они могут сами не понимать, что сделали. Кроме того, мы не знаем сложившихся между школьниками отношений. Могут быть потаенные обиды, неотреагированные чувства, которые проявились в таком виде. Ведь публикация таких фотографий - это скрытая агрессия.
Почему мы смеемся над тем, что должно ужасать, и восхищаемся моральными уродами, если их рейтинг в сети зашкаливает? На эти вопросы "РГ" отвечает культуролог Даниил Дондурей.
- Сегодня моральные запреты оказались сильно сдвинуты, а моральные запреты - это фундаментальные основы культуры. Именно на этом выстроены 25 тысяч лет человеческого существования, с той самой минуты, когда люди начали рисовать в пещерах завтрашнюю охоту.
Почему мы показываем полторы тысячи убийств в неделю на федеральных каналах? Почему мы заказываем сериалы, где бандита порой не отличишь от полицейского по количеству насилия? Почему у нас никогда и нигде не обсуждается терпимость к виртуальному насилию? Почему можно брать интервью у серийного убийцы ради шикарных рейтингов?
Показать сегодня псевдоиздевательства - это примерно, как шутка "Камеди Клаб". У Вани Урганта есть чудесная фразочка: "Это ерунда, это всего лишь "стёбчик". Это стёбчик. Это лишено статуса ординарности и переведено в статус экстраординарности. Ну подумаешь, разрисовали девочку, выложили в Сеть страшные фото, ну подумаешь, тринадцатилетняя девчонка через соцсети убивала своих одноклассников. Это же малюсенькие деточки, ничего не знающие и не понимающие.
Еще один важный момент связан с тем, что люди сетевого и телевизионного сознания привыкли демонстрировать себя. Чемпионом 2014 года среди сотен миллиардов повторяемых слов оказалось слово "селфи". Мы привыкли выкладывать все в соцсети, постоянно наблюдать за собой. Мои друзья-профессора, выдающиеся философы и киноведы, выставляют каждый "чих дня" в своих аккаунтах. Это значит, что современный человек без публичности,
инструментов этой публичности, коими являются Интернет и телевизор, не может жить. Это новое цивилизационное и культурное состояние человечества. Человек не знает, где он находится: в реальности или в виртуальности, и разницы между виртуальным и эмпирическим по психологическим ощущениям сегодня нет.
Как быть? Этому всегда учили наши классики: когда ты осознал проблему, ты наполовину ее решил. К сожалению, эту проблему сегодня никто не пытается зафиксировать. Мы не обсуждаем терпимость к насилию, смерти. То, что было запрещено, стало разрешено. Дальше остается только наблюдать, как происходит насилие, и набирать бесконечное количество "лайков". На самом деле все это ничем не отличается от того времени, когда толпы приходили на площадь и смотрели, как сжигают ведьм. Такое средневековье с "айпадами" шестого поколения.
Кстати
Аналогичный случай произошел две недели назад в Тюмени. Молодые люди собрались дома у товарища, напоили одну из присутствующих девушек, раздели ее и стали фотографироваться на ее фоне. Фотографии попали в редакцию местного СМИ, а оттуда о произошедшем узнали в Следственном комитета и начали проверку. Заявления от пострадавшей девушки ни в полицию, ни в прокуратуру не поступало.