Экономика становится все более инновационной, или, как ее иногда называют, умной, смартовой. Пока осознанно по пути построения смарт-общества идут лишь небольшие страны, такие как Сингапур и Южная Корея. Крупные государства, которые первыми увидят направление "ветра перемен" и учтут это в своей экономической политике, смогут выйти в лидеры новой эпохи. И Россия имеет все шансы стать одним из таких лидеров.
Во всем мире - и в нашей стране тоже - усилился интерес к футурологии, к трендам высоких технологий. И неудивительно. Полностью автоматизированные заводы - уже реальность, на повестке дня самоуправляемые автомобили и даже самолеты, дроны, доставляющие продукты, 3D-принтеры, печатающие нужные товары прямо на дому. Все эти технические новшества вытесняют труд человека, сужая рынок традиционных отраслей услуг.
Не меньший вклад в "освобождение человека от работы" вносят технологии искусственного интеллекта. Возможности инструментов анализа "больших данных" в социальных сетях за секунды находить информацию о платежеспособности заемщика уже превосходят компетенции банковских кредитных инспекторов. Настоящую революцию в области цифровых услуг произвели облачные технологии, которые позволили предоставлять сервисы населению централизованно, минуя посредников на местах. Огромное число небольших ИТ-компаний вынуждено уходить с рынка, поскольку появилась возможность получать ИТ-сервисы прямо из Интернета: и электронная почта, и офисные приложения, и многочисленные программы для ведения бизнеса.
Наиболее эффектно такая метаморфоза видна на рынке услуг заказа такси, где за несколько лет практически полностью вытеснены диспетчерские колл-центры, а стоимость поездок существенно снизилась.
Интернет-технологии все информационные услуги переводят на самообслуживание. Банки сокращают персонал из-за массового внедрения дистанционных методов обслуживания и использования смартфонов в качестве электронных кошельков для оплаты услуг. И с ужасом обсуждают планы провайдеров соцсетей по организации прямого кредитования людьми друг друга. И не случайно банкиры, которые предсказывают закат своей отрасли, начинают инвестировать в интернет-сервисы.
Уже более 10 лет развитые государства (страны Евросоюза, США, Япония, Южная Корея и др.) успешно внедряют в экономику компетентностный подход (приоритетная ориентация на цели. - Прим. ред.), который позволяет управлять интеллектуальными ресурсами. Россия же, имеющая уникальный потенциал таких ресурсов, до сих пор не начала полномасштабного внедрения технологий управления на основе моделей компетенций, хотя разговоры об этом идут уже несколько лет.
Например, необходимость использования компетентностного подхода при разработке квалификационных требований в области государственной гражданской службы была обозначена еще в майских указах президента в 2012 году, но так и не реализована. Совершенствование систем управления человеческим капиталом на основе внедрения национальной рамки компетенций должно стать приоритетом развития России, поскольку позволит придать мощный импульс экономике, повысить эффективность использования высокого образовательного потенциала.
Да, успехи в области автоматизации, робототехники, беспилотной авиации и транспорта, инструментов информационного самообслуживания грозят исчезновением целых профессий. Однако бояться этого не стоит, люди не "выталкиваются" из экономики, происходит их перераспределение, причем в первую очередь в те отрасли, которые требуют более интеллектуальных компетенций: менеджмент, технологическая экспертиза, наука и образование, медицина и социальное обеспечение.
Как раз группа этих отраслей и растет наиболее быстрыми темпами в мире сегодня. И Россия должна поддерживать интеллектуальные отрасли в первую очередь, в них находится будущее нашей страны.
Кроме того, интеллектуальный труд начинает приобретать по-настоящему коллективный характер, время исследователей-одиночек безвозвратно проходит. Необходимо уже со школьной и вузовской скамьи приучать молодежь к коллективной работе, включая защиту групповых выпускных работ.
В новой экономике инновационная деятельность уже не может быть локализована только в рамках отдельных научных центров, пусть и очень больших. Модель, успешно использованная в прошлом веке при создании атомной и космических отраслей в России, сегодня уже изжила себя. Такие корпорации, как Росатом, Ростехнологии и Роскосмос, нуждаются во внедрении сетевых коллективных систем для организации деятельности ученых, исследователей, совместно работающих над какой-либо проблемой. Это позволяет наиболее эффективно использовать знания всех высококвалифицированных сотрудников, экспертов, разбросанных по разным предприятиям и регионам страны. Экспертные сети национального масштаба объединят всех работающих на высокотехнологичных предприятиях и станут инфраструктурой инновационного развития экономики России.
Развитие тормозит инерция
Существует правило Парето, которое гласит, что 20-процентами усилий можно добиться 80 процентов результата. Но у этого правила есть и другая часть. На оставшиеся 20 процентов придется потратить 80 процентов усилий. Именно эта часть правила сейчас и начинает реализовываться в России и в мире в области инноваций.
Так что в развитие и становление смарт-общества и экономики еще предстоит вложить немало сил, знаний, а также терпения. И здесь очень важен позитивный настрой общества.
Однако все ИТ-тренды последних лет вскружили головы футурологам, которые стали говорить о взрывном ускорении в технологическом развитии и о приближении времени, когда автоматизация, роботизация и облачные технологии полностью "вытолкнут" человеческий труд из всех отраслей экономики. Но все не совсем так. Это завораживающая, но обманчивая фантазия.
Во-первых, ускорению технологического развития противодействует инерция, связанная с длительными сроками обучения. Инновации всегда требуют определенного времени для их адаптации. И, судя по всему, мы уже подошли к такому пределу сегодня - революционный режим внедрения в жизнь человека новых технологий сменяется режимом их постепенных улучшений.
А во-вторых, победоносное распространение массовых глобальных интернет-сервисов не закрывает, а наоборот - открывает перспективы для разработки других сервисов, только уже необходимых узким профессиональным группам (вплоть до отдельных людей).