Великий Пласидо Доминго исполнил заглавную партию в опере Верди "Симон Бокканегра" и продирижировал другой вердиевской оперой - "Травиата". А в свой единственно свободный день между спектаклями, успел побывать в Милане на финале "Лиги чемпионов". И абсолютно счастливый триумфом своей любимой команды он вернулся на берега Невы. И после выступления дал эксклюзивном интервью "РГ".
Поздравляю вас с победой "Реала"!
Пласидо Доминго: Матч был изумительный! "Реал" осчастливил этой победой миллионы своих фанатов, в том числе и меня. Но нюанс состоит в том, что проигравшая команда "Атлетико" тоже из моего родного города Мадрида. И это обстоятельство внесло нотку грусти. Кстати, много людей на стадионе разделили мою грусть.
Вы готовы отменить выступление ради того, чтобы стать свидетелем принципиальной игры любимой команды?
Пласидо Доминго: Нет, это уже слишком. Но я постараюсь сделать так, чтобы эти события не совпали. И в данном случае, моя особая благодарность Валерию Гергиеву. Примерно три месяца назад, наблюдая за игрой, я предположил, что "Реал" может выйти в финал. И Валерий по моей просьбе согласился перенести "Травиату" на один день специально для того, чтобы мне удалось съездить на футбол. В итоге я провел в Мариинском театре три счастливых дня.
Когда вы были в Москве с концертом в январе, говорили, что планируете исполнить в Мариинском театре Макбета. Как он стал Симоном?
Пласидо Доминго: Да, именно так. Я очень хотел спеть Макбета. И это желание остается. Это относительно новая для меня работа. Партия очень драматичная, и мне нравится ее исполнять, но она крайне сложная и требует очень тщательной подготовки, и намного большего числа репетиций. А Симон сегодня самая исполняемая мною партия. За последнее время я спел более 15 спектаклей, и в "Метрополитен", и в "Лисео", и в театрах Германии. Но я не оставляю мысли спеть Макбета в Мариинском театре. Быть может, это даже произойдет в следующем году. Мы уже ведем переговоры об этом.
Когда было объявлено, что в сентябре в Москву театр "Ла Скала" привезет "Симона Бокканегру", все очень расстроились, узнав, что эти гастроли пройдут без вас.
Пласидо Доминго: Мне тоже очень обидно. Но когда мне позвонили с просьбой принять участие в гастролях, я уже ничего не мог изменить в своем расписании. В это время я буду находиться на постановке в Австралии. Мои гастроли в Москве с "Ла Скала" в 1974 году - из самых трогательных моих воспоминаний. Помню, люди на улицах тогда были очень угрюмыми и неприветливыми. Но, Боже, какими же счастливыми и благодарными они оказались в театре. Овацию после "Тоски", которая, казалось, никогда не закончится, я буду помнить всю жизнь. А после спектакля до гостиницы, как сейчас помню - "Метрополь", меня провожала огромная толпа. Вероятно, человек пятьсот-семьсот. Все старались мне что-нибудь подарить - шоколадку, конфеты, цветы, такую маленькую babushka (так Пласидо Доминго называет матрешку. - Прим. "РГ"), у которой внутри тоже спрятаны деревянные фигурки. Было невероятно трогательно. Вот только охрана - московские полицейские - вела себя крайне грубо. Чтобы они не трогали людей, мне постоянно приходилось кричать: "Net, tovarisch! Net!". С тех пор прошло более сорока лет, а помню весь тот вечер до мельчайших подробностей.
21 января весь мир праздновал ваше 75-летие. Как оно вам - быть юбиляром?
Пласидо Доминго: 75 лет - это непросто, особенно, если к тебе приковано так много внимания. Поэтому я предпочитаю думать, что мне не 75, а трижды по 25.
Со стороны кажется, что с годами ваша жизнь становится все интенсивней и насыщенней. Вы невероятно много работаете, но вас можно встретить не только в театре или на футболе, но и, например, на гонке "Формулы-1" в Мадриде, где именно вы вручали победителю чемпионский трофей. Как вы все успеваете?
Пласидо Доминго: Мне хотелось бы успевать гораздо больше. Потому что жизнь должна любому человеку приносить радость. А музыка способна делать нас совершеннее, исцелить человеческие души. С каждым прожитым днем я убеждаюсь в этом все сильнее. Как бы я был счастлив, если б все страдания, печали и трагедии не покидали театр, а в настоящей, невыдуманной жизни ничего бы не происходило.
Однако сейчас в мире происходит множество локальных вооруженных конфликтов, а Европа задыхается от потока беженцев...
Пласидо Доминго: Сейчас я скажу то, за что меня, быть может, многие будут гневно критиковать. Но я убежден, что Европа не должна принимать сотни тысяч людей, которым в реальности не способна дать кров и работу. Происходящее сегодня - это большая ложь политиков, которая озлобляет всех: и европейцев, и несчастных мигрантов. Переселение народов не спасет мир, а, наоборот, породит только вселенский хаос.
Да уж, тут не до искусства.
Пласидо Доминго: Я верю, искусство будет жить до тех пор, пока людей волнуют искренние чувства, и они не утратили способность сопереживать своему ближнему.
А вы добились в жизни всего, о чем мечтали?
Пласидо Доминго: В любой жизни, какой бы благополучной и успешной она не была, невозможно реализовать все свои стремления и желания. В юности человек всегда опьянен своими мечтами. Но даже тогда я и подумать не мог, что сделаю карьеру такого масштаба, какой она у меня удалась. Мне грешно жаловаться на жизнь.