02.06.2016 21:02
    Поделиться

    Владимир Юровский сыграет "литературную" музыку в зале Чайковского

    Классика с Ириной Корнеевой
    "Истории с оркестром. Владимир Юровский дирижирует и рассказывает", 4-6 июня. Концертный зал Чайковского. 19.00.

    Уже третий сезон подряд московское филармоническое лето начнется с уникального цикла Госоркестра им. Е.Ф. Светланова "Истории с оркестром. Владимир Юровский дирижирует и рассказывает". Эти концерты стали уже живой музыкальной легендой Москвы, поскольку публика, приходящая в зал Чайковского, слушает здесь не только тщательно отобранные согласно авторскому концепту Юровского партитуры, но и его эксклюзивный комментарий к исполняемым произведениям. На этот раз маэстро представит музыку Прокофьева и Шостаковича, создававшуюся в советские 20-30-е годы для театра и кино. В рамках цикла состоится и мировая премьера оперы Сергея Слонимского "Король Лир".

    4 июня Юровский представит полуконцертную версию спектакля Николая Акимова "Гамлет" на музыку Дмитрия Шостаковича (Вахтанговский театр, 1932 год). Это была первая партитура Шостаковича по Шекспиру и первый из трех его "Гамлетов" (1932, 1954 и 1964 годы), далекий еще от трагических пучин "гамлетизма" тоталитарного века. Другой спектакль из истории советской сцены - "Египетские ночи" Александра Таирова на музыку Сергея Прокофьева (Камерный театр, 1936 год), объединяющий три литературных текста о Клеопатре - "Цезарь и Клеопатра" Бернарда Шоу, "Египетские ночи" Александра Пушкина и "Антоний и Клеопатра" Шекспира. Юровский реконструировал прокофьевскую партитуру по режиссерскому сценарию Таирова и исполнял ее уже в Москве в 2012 году с Лондонским филармоническим оркестром. На этот раз партитура прозвучит в исполнении Госоркестра с участием Чулпан Хаматовой и Максима Суханова.

    5 июня будет звучать музыка Дмитрия Шостаковича к немому фильму "Новый Вавилон", снятому в 1929 году Леонидом Траубергом и Григорием Козинцевым и повествующему о событиях Парижской коммуны. Это первая в стране партитура, написанная специально для кино. А открывателями этого жанра были французские композиторы Сен-Санс, Онеггер, Мийо. Имевший богатую таперскую практику Шостакович создавал оркестровую партитуру по новым принципам - не в качестве звуковой иллюстрации к экранному действию, а в дополнение к смыслу происходящего на экране. Именно поэтому "Марсельеза" здесь перекидывалась к оффенбаховской "Прекрасной Елене", а на текст "депеши" вдруг набегала будущая тема военного нашествия. Новизну партитуры оценили только специалисты, а оркестры в кинотеатрах, наточенные на звуковые штампы "погонь", "ревности" и "любви", категорически отказывались ее играть. Музыка "Вавилона" прозвучала всего несколько раз, а потом по цензурным соображениям был закрыт и фильм.

    6 июня состоится мировая премьера партитуры Сергея Слонимского "Король Лир". По версии композитора, это не опера, а драма с музыкой (Drammaper misica), отсылающая к истории первых оперных сочинений, создававшихся в эпоху Флорентийской камераты (XVI - XVII вв.) - во времена Шекспира. Одним из действенных персонажей партитуры Слонимского является Лев Толстой - яростный оппонент Шекспира. Согласно либретто, он должен вставлять свои критические замечания из зала в действие трагедии. А публика должна почувствовать себя, как в лондонском театре Шекспира - легендарном "Глобусе".

    Поделиться