Фильм "Златан. Начало" проиллюстрировал проблемы современного футбола
А кое-кто - особенно если речь идет о жителе Швеции - наверняка предпочтет обоим неформатного во всех отношениях носителя удивительной техники в сочетании с невероятной физической мощью.
Речь, конечно, идет о нападающем Златане Ибрагимовиче, прошлогодний документальный фильм о котором наконец добрался до российского проката.
Отношение населения скандинавского королевства к экстравагантному спортсмену боснийско-хорватских кровей поистине благоговейное. Переходящее в почти мистический трепет - ошеломительная южная нахрапистость до сих пор заставляет добропорядочную Северную и Центральную Европу гадать: "Кто же такой этот Златан?" - ему на потеху. "Мы счастливы, что россияне увидят фильм о самом известном в мире шведе", - заявил Петер Эриксон, представляя картину на московском Beat Film Festival и явно не находя в своих словах ничего диковинного. Впрочем, сам Ибрагимович, никогда не отличавшийся чрезмерной скромностью, против такой формулировки едва ли стал бы возражать.
История появления фильма "Златан. Начало" весьма любопытна. Его авторы - Фредерик и Магнус Герттен - страстные болельщики клуба "Мальме", о котором они успели снять две документалки. Так получилось, что во время работы над вторым из них, посвященном возвращению команды в высшую лигу, в ней объявился амбициозный юноша из семьи иммигрантов с Балкан. Ленту про любимый клуб братья закончили и выпустили в 2002-м, а спустя многие годы вдруг поняли, насколько ценный материал лежит у них в архиве.
Режиссеры подчеркивают, что их картина отличается от "официальных байопиков" вроде тех, что рассказывали о вышеупомянутых "селебритиз". Поэтому они опирались на свои записи. Это объясняет, почему фильм охватывает лишь тот отрезок биографии футболиста, который начинается с "Мальме" (а не с предшествовавшего ему полулюбительского "Балкана"), продолжается "Аяксом" и заканчивается "скудетто", завоеванным вместе с "Ювентусом". Дальнейшая потрясающая карьера Ибрагимовича ("Интер"! "Барселона"! "Милан"! ПСЖ! И еще неведомо, что впереди) остается за кадром. Но для цельного портрета довольно и первых команд, вне всяких сомнений, оставивших на личности Златана особый отпечаток.
История превращения Ибрагимовича в суперзвезду рассказана с нескрываемой симпатией (а разве может быть иначе?). На первом плане - такие его черты, как упорство, принципиальность, смелость, открытость. Всем же известные недостатки - болезненное самолюбие, чудовищный эгоцентризм ("Я - Златан! Я - Златан! Вы знаете другого Златана?"), высокомерие, заносчивость, мстительность, неумение проигрывать и тому подобное - преподносятся как неотъемлемые составляющие своеобразного шарма. В некотором смысле так оно, пожалуй, и есть.
Наиболее показательным в свете вышесказанного является эпизод с товарищеским матчем между сборными Швеции и Нидерландов. Будучи игроком "Аякса", Ибрагимович в ничего не значащем матче позволил себе неспортивные выходки в отношении одноклубников, "сломал" защитника своей команды, а затем вел себя как ни в чем не бывало. Вернувшись в расположение амстердамцев, он подвергся ожидаемой обструкции со стороны СМИ, партнеров и болельщиков. Но ответил тремя голами в первой же игре, последний из которых стал подлинным шедевром, и тут же был прощен - на глазах у сидевшего по его милости на трибуне травмированного товарища.
Современный футбол, ставший одной из самых бесчеловечных сфер шоу-бизнеса, так устроен: этика в нем давно обрела второстепенное значение, если речь не идет о таких раскрученных трендах, как "борьба с расизмом", лицом которой с удовольствием стал шведский потомок балканских иммигрантов. Борьба с простым скотством в число этих трендов, увы, не входит - достаточно вспомнить прямо-таки хрестоматийное поведение защитника "Реала" Пепе в недавнем финале Лиги чемпионов.
Златану несказанно повезло, что при своем характере он оказался обладателем такого выдающегося таланта - циничная среда т.н. modern football готова за такую одаренность простить буквально все, как команда, славящаяся своими комбинационными традициями, прощает плюющего на все "единоличника". И создатели фильма, снимая красивую историю о тернистом пути типичного self-made man - хотели они того или нет - это показали с предельной ясностью.
Кстати, мысль о том, что в нынешнем мире - и, в частности, в футболе - что-то фундаментально не так, в картине высказывается. Ее можно расслышать в словах представителя руководства "Аякса", сетующего на то, что подобные клубы обречены на то, чтобы находить и вскоре терять игроков такого уровня - так работает система, где все можно купить и продать.
Но ее, конечно, придумал не Златан, и нет смысла его винить в том, что чувствует он себя в ней как рыба в воде. Так что нам остается лишь завороженно следить за его блестящей игрой.