Начавшись как почти добродушная пародия на хрущевскую эпоху с ее бодрыми твистами, томиками Бродского, спорами физиков с лириками, "Оттепель" постепенно перетекает в привычную для группы мизантропическую сатиру, к концу приобретая прямо-таки эсхатологический оттенок.
Музыканты с уничтожающей язвительностью обрушились на истерический абсурд, захвативший Украину. Эта тема в лучших традициях номовского жуткого гротеска проходит через весь альбом, гармонично переплетаясь с нарочито легкомысленным послесталинским настроением.
Недаром именно в стилистике знаменитых словенских полит-провокаторов Laibach в прошлом альбоме НОМ исполнили песню Михаила Елизарова (не обошлось без кавера на его песню и в этот раз - теперь были остроумно интерпретированы "Карлицы", и это отнюдь не единственное напоминание о писателе-песеннике на свежей пластинке). В новом альбоме "по-лайбаховски" под леденящий кровь рев трембит звучит мрачная "Музыка революции", в которой сокрушительной обструкции подвергаются нелепые штампы, ставшие неотъемлемой частью украинского информационного пространства. Здесь же - и изумительная по своей горькой иронии "Украинская лирическая", и грустно-смешная мини-рок-опера "Мох и посланник".
Все это может произвести впечатление целенаправленной политической акции, но на самом деле все, конечно, куда сложнее и глубже. "Спасибо, Хрущ, тебе за "оттепель" - козлами будем мы скакать теперь", - жестко шутит НОМ над примером благодушия, которое чревато совсем иным "скаканием" - тем самым, что уже не первый год мы наблюдаем в соседнем государстве. При прослушивании все яснее становится, что украинское беснование - лишь частный (хотя и вопиющий) случай помешательства, к которому склонны многие наши современники.
А случаев таких - тьма, и они куда ближе к нам, чем может показаться на первый взгляд, что безапелляционно утверждает завершающая песня со всем хорошо известными маршаковскими словами и красноречивым названием "Свиньи". Предшествующий ей трек "Время" уже успеет к этому времени привести слушателя в чувство суровой декламацией: "Всяк от рождения сам себе враг, каждому - свой персональный ГУЛАГ".
Названия двух заключительных композиций совсем не случайно отсылают к безрадостным произведениям Pink Floyd - даже обложка "Оттепели" намекает на альбом Animals. Так всемирный социальный пессимизм Роджера Уотерса обрел в редакции питерского авангардного коллектива новую, особенно актуальную форму.