07.09.2014 20:18
    Поделиться

    Тоталитарная эстетика добра

    До конца текущего года ожидается выход нескольких суперрезонансных музыкальных альбомов - чего стоят только новинки от Pink Floyd и Queen. Однако уже сейчас новую запись словенских легенд Laibach, которую они частично уже успели представить в Москве, можно назвать одним из самых важных культурных событий года.

    Альбом Spectre (название явно, помимо всего прочего, намекает на известную любовь идеологов группы к глобальным виртуальным организациям) стал первым полноценным полноформатником коллектива за последние восемь лет - после блестящего собрания имперских "гимнов" Volk. Однако это вовсе не означает, что Laibach столько лет бездействовали. За это время они выпустили остроумную Laibachkunstderfuge, по-новому трактующую знаменитые фуги Баха, два концертника, саундтрек к завораживающему "Железному небу", лимитированное издание раритетов восьмидесятых годов Gesamtkunstwerk - Dokument 81-86, концептуальный сборник An Introduction to, а также успели устроить несколько выставок и представить в родной Словении с симфоническим оркестром свою версию "Полета валькирий" в рамках программы Volkswagner.


    Обложка альбома Spectre. Фото: www.laibach.org

    Словом, Laibach постоянно держат руку на пульсе мировой истории и культуры, а их творческой энергии хватило бы на целый переворот в массовом восприятии искусства. Однако, хотя титаны индустриальной сцены уже давно вышли за рамки андеграунда, они привыкли взаимодействовать с реальностью иным образом. Переворот неминуем - но предшествовать ему должен экзистенциальный бунт, который отменит все сомнительные достижения точечных революций симулякров. Чуткие к фундаментальным изменениям Laibach предвосхитили это еще в 2013 году, когда записывали Spectre, и предупредили всех выходом EP, который содержал три песни из нового альбома.

    Именно поэтому ключевой темой альбома является героизм. Выдающийся отечественный экспериментальный биолог Сергей Анатольевич Курехин в начале девяностых годов рассказал об отношениях героизма с мещанством, которое ученый наблюдал в благоприятной среде первого десятилетия постсоветской России. Новый альбом Laibach - наоборот, попытка наблюдения за героизмом в естественных для него условиях постоянного противостояния мещанскому болоту. Сегодня он находится в отношении системы в том же положении, что любовь - в классических антиутопиях, Laibach прямо ссылаются на замятинское "Мы" (неизбежность учета русской рефлексии при осмыслении судеб Европы, кстати, в альбоме подчеркивает и кавер-версия See That My Grave is Kept Clean, написанной для старинной постановки "Власти тьмы" Льва Толстого). Мещанству же достается постоянно - и в этих случаях стальной голос Милана Фраса, сопровождаемый бэк-вокалом прекрасной Мины Шпилер, бескомпромиссно ставит диагнозы, за которыми следует неумолимый приговор: You will be assimilated.

     

     

    Шпенглеровский "Закат Европы" под чутким заокеанским руководством фактически состоялся. Конечно, неслучайно прозорливые словенцы свой гимн евроскептицизму назвали Eurovision - задолго до начала особенно нашумевшего в этом году конкурса ультракитча. "Конец истории" обернулся отказом от нее - "за ненадобностью", а вместе с ней отброшено почти все, отделяющее человека от его зловещего отражения, улыбающегося ему из витрины супермаркета и с экрана офисного монитора. Исступленный танец Заратустры под ритмы транснациональной босановы и искусно высмеянных современных дабстеповых стандартов - вот то, что Laibach противопоставляют двухмерной реальности современного западного мира. Внимательные словенцы не упустили из виду и пристальный посторонний взгляд на происходящее: последний трек альбома - мягкий, вкрадчивый и щемящий - называется Koran.

     

     

    "Концептуальный альбом Laibach" - это всегда тавтология. Любое произведение словенцев - это многоуровневый концептуальный шедевр. Что не мешает некоторым каждый раз объявляющимся горе-критикам заявлять о недостатке целостности у новой работы группы. Это, однако, вина и проблема не музыкантов, а, собственно, критиков, которые не могут этой целостности разглядеть.

    В альбоме Spectre привлекает внимание еще кое-что - Laibach совершенно явно сделали новый шаг в своей идеологии - при этом сохранив свой фирменный провокационный (а провокационности у Laibach, конечно, не убавилось) "тоталитарный стиль". Раньше эстетика нередко сама становилась содержанием в деятельности группы - сейчас же она, похоже, приобретает новый ироничный смысл. Оценочная отстраненность от актуальных политических событий, которая подчеркивалась ранее, формально сохранилась, но уже явно утратила свою идеологическую абсолютность. Если раньше Laibach холодно анализировали политические события, то в последнее время они, похоже, перестали видеть возможность оставаться в стороне. Уже в Volk (и даже кое-где раньше) можно было заметить четкое разделение на симпатичные Laibach и презираемые ими исторические явления. Теперь условное разделение на "своих" и "чужих" перешло на наднациональный уровень - а тему глобализации агитаторы первого в мире виртуального государства NSK затрагивают давно, умело и с большим удовольствием. И в Spectre, помимо остро и умело поставленных вопросов, появились если не ответы, то намеки на них. Эти перемены, конечно, настораживают, ведь эта отстраненность - пусть даже и только декларируемая - оберегала Laibach от любых внешних и внутренних политических спекуляций. Посмотрим, оправдается ли эта настороженность - благо, за происходящим с Laibach наблюдать всегда невероятно интересно. 

     

    Поделиться