06.06.2016 22:00
    Поделиться

    В Москве выступит оркестр под управлением Валерия Гергиева

    9 июня в Большом зале консерватории выступит симфонический оркестр молодых музыкантов России и Германии, созданный на базе  Российско-немецкой музыкальной академии, которой руководит Валерий Гергиев. В программе -  российская премьера сочинения Владимира Тарнопольского "Tabula Russia" (2015), Третий фортепианный концерт Сергея Прокофьева (солист - Бехзод  Абдураимов), "Жизнь героя" Рихарда Штрауса. Подробнее о проекте рассказала исполнительный директор Академии Татьяна Рексрот.

    В чем состоит идея Российско-немецкой музыкальной академии?

    Татьяна Рексрот:  Мы создали Академию в 2013 году как образовательный и концертный проект, объединяющий молодых музыкантов от 18 до 25 лет из немецких и российских оркестров. В Германии каждый крупный оркестр - Берлинской филармонии, Гевандхауза, Баварского радио, имеют своих стажеров (академистов).  В стажерскую группу Берлинских филармоников, например, входит восемь человек, которые попадают туда по огромному конкурсу на два года. Это лучшие из лучших, и они играют в нашем оркестре. К нам пришли также молодые солисты оркестра Баварского радио, из Гамбургской оперы, Гевандхауза, Мариинского театра.  А начинали мы с небольших камерных проектов, выступив впервые в 2014 году  на "Звездах Белых ночей", где исполнили произведения ново-венской школы, "Октет" Феликса Мендельсона и "Септет" (1927) Гавриила  Попова. Играем мы и другие интереснейшие произведения, объединяющие в программах Россию и Германию. В прошлом году, например,  исполнили увертюру Con Brio современного немецкого композитора Йорга Видмана, а в этом году представим "Tabula Russia" Владимира Тарнопольского. Все наши программы исполняются  в России и в Германии. И поскольку этот проект образовательный, мы с Гергивым  решили, что музыканты должны репетировать под присмотром какого-нибудь выдающегося педагога. Мы собираем их на репетиционную сессию  на три-четыре дня в Мариинском театре или в  Германии.  В прошлом ноябре, например,  группа солистов Мариинского театра приезжала в Берлин, где с ними занимался Клаус Тунеман, знаменитый фаготист, которого в Германии называют "Фагот Гот".  Программу, подготовленную с ним,  играли в Касселе и в Мюнхене на фестивале Гергиева. Большой проект был у нас на нынешнем Пасхальном фестивале, когда мы прокатили музыкантов  по маршруту Мурманск-Москва-Белгород. Исполняли Большой  септет  Бетховена, который  репетировал  с коллективом легендарный концертмейстер  альтов Берлинской филармонии Уилфрид Штелле.  И Валерий Гергиев тоже с удовольствием репетирует с молодыми музыкантами, буквально бежит к ним  и всегда говорит: я им даю, но я-то от них столько же получаю!

    Как складывается контакт у музыкантов, ощущается разница и преимущества школ?

    Татьяна Рексрот: В оркестре Академии собраны солисты оркестров, и поначалу соединение  их в камерных программах  было очень чувствительным. Например, немецкие музыканты  говорили русским коллегам: как вы играете Бетховена? Это  же не Бетховен, это вы сами сочиняете! Не надо, когда написана половинка, играть четверть,  потом делать паузу. А русские музыканты отвечали:  это все ваш немецкий педантизм, а  в музыке  есть живая душа! Но когда они садятся в оркестр, уже невозможно  представить,  кто здесь  русский, кто немец - это один оркестр. В этом году было принято соглашение между министрами иностранных дел наших стран организовать Год молодежных перекрестных обменов, и это дало нам возможность  увеличить состав оркестра. В прошлом году мы играли в Петербурге "Шехеразаду" составом в 90 человек, а в этом году в Москву приедут уже 105 музыкантов.

    Политическая ситуация сильно влияет на развитие проекта?

    Татьяна Рексрот: Да, все складывается непросто. Именно  поэтому  проект Академии важен для нас еще в чисто человеческом аспекте. Хотелось бы, чтобы молодежь наших стран не разобщалась, чтобы они знали о жизни друг друга не по той информации, которую получают по радио и телевидению, а видели сами, как живут люди в России и в Германии, имели собственное представление  о том, кто есть кто. В прошлом году мы собирались в Петербурге на репетиции, и оказалось,  что почти все немецкие музыканты приехали в Россию впервые. Эти ребята были  довольно сильно ангажированы, поскольку в Германии существует  серьезный антирусский напор, но вдруг они с удовольствием стали включаться в  российскую жизнь, напитываться ее энергией, удивляться, интересоваться, узнавать.  А ведь эти ребята - немецкая музыкальная элита. И нам  очень важно, что именно они понесут дальше в свои крупные оркестры. Но могу  сказать, что за все три года работы нашей Академии, не было ни одного случая, чтобы кто-то отказался от нашего приглашения и не ответил мне так:  Когда? Скажите, когда? Я возьму в своей академии отпуск за свой счет!

    Поделиться