На что потратят в СЗФО выручку от сборов "Платона"

Прошло ровно полгода, как в России начала действовать система "Платон". Федеральное дорожное агентство официально заявляет, что на сегодняшний день ее участниками стали более 70 процентов крупных грузовых перевозчиков. В бюджет поступило восемь миллиардов рублей.

О "Платоне", название которого расшифровывается как "Плата за тонны", стали говорить с начала прошлого года. Владельцев 12-тонных машин уведомили, что теперь они обязаны платить за проезд по федеральным дорогам. Ввели же систему потому, что ущерб от движения одной подобной машины по трассе равносилен тому, который наносят несколько тысяч легковых автомобилей. При этом сумма реального ущерба, наносимого грузовыми автомобилями, выше на 260 процентов. Большую же часть налоговой нагрузки при этом несут владельцы легковых машин, за их счет и ремонтируют покрытия. Вот и решили восстановить справедливость и заставить платить тех, кто реально причиняет дорогам ущерб. Это понравилось не всем. Но в большинстве транспортных компаний начали работать по системе "Платон" с 15 ноября 2015 года, на федеральных трассах стали фиксироваться первые платежи и начисления. Тариф - 1,53 рубля за один километр. Для сравнения: в соседней Беларуси ставка (по текущему курсу доллара) в шесть раз выше, а в Австрии - в 20 раз больше. Кстати, снижены и штрафы - пять тысяч рублей, а за повторное нарушение - десять тысяч.

Протяженность федеральных дорог в Северо-Западном округе составляет 5 996,8 километра. На них открыты 22 центра обслуживания пользователей (13 региональных офисов и девять пограничных), где владельцы большегрузов получают подробную информацию, регистрируются в системе, забирают бортовое устройство и оплачивают маршрут.

Куда пойдут накопленные деньги? Одним из первых объектов в стране, который построят за счет средств, взимаемых системой "Платон", станет новый мост через реку Шексну в городе Череповце Вологодской области. Об этом стало известно на рабочей встрече губернатора региона Олега Кувшинникова и заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Игоря Астахова.

- Трудно внедрялась эта система, тяжело было убедить перевозчиков, что ущерб, наносимый дорогам, нужно возмещать. Сейчас все баталии позади, результаты показывают, что владельцы грузовиков участвуют в системе, поэтому стоит задача эффективного освоения полученных средств. Мостовой переход через реку Шексну в Череповце может быть одним из первых объектов, построенных на деньги от работы "Платона", - сказал заместитель главы Росавтодора. - 2016 год должен быть решающим, чтобы мы смогли заключить соглашение и начать реализацию масштабного проекта.

Несколько лет назад проект моста в Череповце не включили в госпрограмму модернизации транспортной системы страны. Основная причина заключалась в том, что путепровод не являлся частью федеральной или региональной трассы, поэтому ответственность за строительство объекта несла городская администрация. И только в конце октября 2015 года проект строительства нового мостового перехода через Шексну в Череповце включили в перечень приоритетных для региона.

На деньги, собранные от "Платона", реконструируют и один из главных путепроводов Петрозаводска - Гоголевский мост. Он уже закрыт несколько лет. Неудовлетворительное состояние сооружения подтвердили и данные экспертизы: 80 процентов опор в предаварийном состоянии, повреждены 70 балок. В республиканском и городском бюджетах денег на его строительство нет. По предварительным данным, нужно более одного миллиарда рублей. И не только для того, чтобы привести в порядок само дорожное покрытие и укрепить опоры, но и для расширения моста. А для этого надо снести несколько старых двухэтажных деревянных домов, расположенных рядом, и приобрести жителям новые квартиры.

- В ближайшей перспективе из средств "Платона" предполагается поддержка строительства таких объектов, как Лискинский тоннель в Воронежской области, путепроводы в Тверской и Ленинградской областях, мост Фрунзенский в Самарской области, и реконструкции моста Ворошиловский в Ростове-на-Дону, Гоголевского путепровода в Петрозаводске, а также строительства и реконструкции автодорог на Северном Кавказе, - подтвердили в пресс-службе минтранса РФ.

Всего же на счет "Платона" за полгода работы уже перечислили восемь миллиардов рублей. Как обещает министр транспорта РФ Максим Соколов, к концу 2016 года их станет около 20 миллиардов. Оценить новую систему можно будет через три-четыре года. Именно в эти сроки и предполагается запустить движение на первых региональных мостах и дорогах, построенных благодаря софинансированию за счет платежей дальнобойщиков. Это даст большой мультипликативный эффект и для развития регионов. Результат почувствуют и простые автомобилисты, и сами дальнобойщики, так как с развитием инфраструктуры предполагается и увеличение объемов грузоперевозок.

Как заявляют в Федеральном дорожном агентстве, за ущерб, наносимый государственной инфраструктуре, должны платить те, кто использует ее в целях извлечения собственной коммерческой прибыли. Резкого повышения цен на перевозимые товары не ожидается. Запуск системы "Платон" остался экономически незаметным для потребителей, так как сборы с автомобилей массой свыше 12 тонн увеличили их стоимость не более чем на 0,5 процента.

Прямая речь

Максим Соколов, министр транспорта РФ:

- Мы считаем возможным порядка 10 миллиардов рублей из средств, которые сегодня запланированы в расходных обязательствах бюджета в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам от проезда грузовиков с массой выше 12 тонн, направить на предоставление дополнительных трансфертов.

Денежные субсидии планируется перечислить в следующие регионы: Волгоградская, Саратовская, Омская, Костромская, Тверская, Архангельская, Вологодская, Рязанская, Владимирская, Кировская, Самарская, Челябинская области, Республики Карелия, Алтай, Калмыкия, Марий Эл, а также в города Екатеринбург и Ростов-на-Дону.