Новости

Правительство разработает специальный арктический ГОСТ качества и направит более миллиарда рублей на развитие техники для освоения шельфовых месторождений. Такие заявления были сделаны на заседании Госкомиссии по развитию Арктики, которое провел ее председатель, вице-премьер Дмитрий Рогозин.
В Арктике надо быть во всеоружии - от спецтехники до спецодежды, убежден Дмитрий Рогозин.  Фото: РИА Новости В Арктике надо быть во всеоружии - от спецтехники до спецодежды, убежден Дмитрий Рогозин.  Фото: РИА Новости
В Арктике надо быть во всеоружии - от спецтехники до спецодежды, убежден Дмитрий Рогозин. Фото: РИА Новости

В последние годы Россия начала работу на двух крупных направлениях. Одно из них - Дальний Восток, другое - Арктика. Несмотря на то, что обе территории, по сути, входят в территориальную зону России, они до сих пор не колонизированы должным образом. Негативное влияние оказала и деградация этого процесса в 90-е годы.

Дмитрий Рогозин убежден, что если на Дальнем Востоке можно использовать более или менее традиционные методы освоения территории и создания опорных точек роста, то Арктика - это "как стена для альпиниста". "Если вы не будете обладать специфическими компетенциями, то просто упадете в пропасть и скатитесь вниз", - сказал он.

В связи с этим правительство собирается разработать специальный арктический ГОСТ качества, который означает, что Арктика станет тестом на высочайший уровень всех технологий - от одежды до сложных механических устройств. Такая задумка не случайна: приступая к работе в Арктике, человек должен быть во всеоружии, тогда как арктические технологии только начинают полноценно развиваться. Речь идет о специальной обуви, воде, технологиях сохранения тепла, строительных материалах, материалах для передвижной техники от самолетов до вездеходов, о технике для преодоления торосов, авиационной технике на лыжном шасси и многом другом. Все это и будет подлежать оценке с точки зрения арктического ГОСТа качества. "Любая техника, если она проходит через испытания в арктических регионах, годится не только для Арктики, но и любых других территорий", - подчеркнул Рогозин.

При этом он заверил, что Россия будет использовать для развития Арктики собственные технологии или привлекать иностранных инвесторов, готовых открыть производство здесь. "Сегодня в исследовательской аппаратуре 90% иностранной техники. Поэтому, когда мы говорим о технологиях для Арктики, мы, прежде всего, имеем в виду программу импортозамещения. Нужно делать ставку на собственные технологические прорывы, а если речь идет о серьезном инвесторе, готовом работать с Россией, несмотря на санкции, необходимо локализовывать производство, размещая его на нашей территории", - подчеркнул вице-премьер.

Таким образом, локализация производства в России должна стать условием закупки первой партии, а с определенного процента закупки дальше все должно производиться - сначала комплектующие, а потом и целиком оборудование - на территории России. "Вот такие инвесторы нам нужны. Только такие, а не так, чтобы пришел сюда и считает, что здесь можно продать все что угодно", - добавил Рогозин. По его мнению, нужно говорить о единой стратегии развития Арктики и освоенческих технологиях. "Для этого должны быть комплексные проекты, в реализацию которых следует вовлекать самые разные российские и зарубежные корпорации, малый и средний бизнес. В общем, надо навалиться "всей горой" на решение этой задачи", - добавил зампред правительства.

В рамках госпрограммы развития судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2015-2030 годы правительство намерено реализовать проекты на общую сумму 1,35 миллиарда рублей. Среди ожидаемых результатов программы как снижение зависимости от иностранного оборудования в составе личных средств сейсморазведки, так и практическая реализация программы импортозамещения. Вице-премьер сообщил, что, в частности, завод "Звезда" на Дальнем Востоке начнет производство судов для освоения Арктики в конце 2016 года. По его словам, сейчас главная задача - стабильно поставлять на предприятие отечественный металл. "Работы развернуты в полный рост. Это будет самый современный, крупнейший завод", - пообещал Рогозин.

При этом он отметил, что Россия "подотстала" с развертыванием "Звезды", а в связи с тем, что из-за низких цен на углеводороды освоение месторождений арктического шельфа замедлилось во всем мире, России на руку именно сейчас развернуть работы на этом предприятии. Рогозин заверил, что следит за их ходом с помощью веб-камеры на своем компьютере.

Особое внимание кабмин продолжит уделять развитию Северного морского пути. По данным вице-премьера, пик грузопотока по СМП, который был достигнут в СССР еще в 80-е годы, может быть перекрыт в 2018-2019 году. Важнейшая задача, которая стоит перед Россией, - подготовить свой флот, чтобы успешно реагировать на изменения климата в Арктике. Именно поэтому так важно начать производство судов на Дальнем Востоке. "В течение 2,5 лет собирался заказ на создание морских судов арктического класса, чтобы не покупать эти суда за рубежом. Мы на сегодняшний момент под арктические проекты до 5 миллиардов долларов тратим на покупку газовозов в той же Южной Корее, других странах. Это возмутительно просто", - отметил вице-премьер.

Госкомиссия также постановила создать арктический полигон для отработки технологий и продуктов в этой географической зоне. Однако в каком регионе России будет расположен полигон, пока конкретизировано не было.

Власть Работа власти Правительство Вице-премьеры Арктика: битва за ресурсы
Добавьте RG.RU 
в избранные источники