13.06.2016 23:20

Правило баранки

Водителям придется сдавать экзамен по психологии
Теперь автолюбитель не сможет сесть за руль микроавтобуса для перевозки пассажиров. Для тех, кто зарабатывает на хлеб, сидя за баранкой, начали действовать строгие профессиональные требования.
 Фото: depositphotos.com  Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Сразу уточним: к тем, кто ездит на авто по личным делам, вступивший сегодня в силу приказ минтранса не относится. Но для индивидуальных предпринимателей, которые занимаются коммерческими перевозками, требования, прописанные для транспортных предприятий по уровню подготовки водителей, тоже обязательны.

И их водитель также должен иметь необходимый уровень квалификации. Те, кто перевозит пассажиров, обязаны знать, например, основы психологии и этики, технические характеристики авто, на котором они работают. А для тех, кто работает на международных маршрутах, к этим требованиям прибавляется еще и необходимость иметь свидетельство международного автомобильного перевозчика. А также непрерывный и безупречный стаж работы водителем соответствующей категории не менее одного года.

На подготовку к переходу на новые правила минтранс давал полгода, отметил в беседе с "РГ" директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта минтранса Алексей Бакирей. И компании, индивидуальные предприниматели должны были учесть требования, отправить водителей на переподготовку или дать им возможность перейти на другую должность, которая соответствует их уровню знаний и стажу. Отчитываться о выполнении приказа о квалификационных требованиях не нужно, но проверки будут как в плановом, так и в неплановом порядке.

По сути требования квалификации являются профстандартом на автомобильном транспорте, отметил Бакирей. И транспортное предприятие должно обеспечить должный уровень профессиональных навыков, знаний, опыта и стажа работы. Причем в зависимости от той или иной позиции требования к профобразованию, стажу работы разные. Например, в ряде случаев без высшего образования не обойтись. Впрочем, к водителям этот пункт не относится. Для них есть специальные требования в зависимости от вида транспорта, отметил Бакирей. Для тех, например, кто перевозит опасные грузы, горючие, взрывчатые вещества, нужен стаж работы вождения грузовика не менее года. Водитель еще должен пройти спецподготовку и получить свидетельство.

Сейчас готовится приказ, который уточнит требования к тем, кто выпускает в рейс автомобили и водителей, а также порядок аттестации должностного лица, которое отвечает за безопасность перевозок, за нормирование труда и отдыха, проведение инструктажей перед рейсом.

Минтранс предупреждает

Возьми в дорогу новый тахограф

До 1 июля все компании должны перейти на цифровые тахографы, которые нельзя "обмануть". Касается это и небольших микроавтобусов и фур. А вот для троллейбусов и трамваев по-прежнему тахографы не нужны. Это требование напрямую касается безопасности движения и является обязательным для перевозчиков. Тахографы, напомним, это устройства, которые следят за режимом труда и отдыха водителей.

Минтранс также намерен подкорректировать штрафы для перевозчиков, в том числе для индивидуальных предпринимателей за нарушение режима труда и отдыха водителей при перевозках пассажиров и грузов.

Уведомление о начале разработки такого законопроекта опубликовано на сайте regulation.gov.ru. Новые штрафы точно будут не меньше тех, что уже есть за езду с неисправным тахографом, то есть до 10 тысяч рублей. Может, и больше. Ведь именно переутомление водителей часто становится причиной аварий.