По словам Андрея Нарушевича, завкафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института им. Чехова Ростовского государственного экономического университета, проверка сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку показала: самыми сложными для учеников оказались комментарий к проблеме и, как и в прошлые годы, подбор аргументов для обоснования собственной позиции.
- Типичной ошибкой многих была подмена комментария пересказом. А весьма скромный читательский опыт выпускников привел к огромному количеству фактических ошибок, связанных с искажением авторов, названий, действующих лиц и сюжетов художественных произведений: "Затопили деревушку Матёру, стоявшую на горе Ангаре"; "Наташа распахнула окно и увидела дуб"; "Ростовы решили уплыть из Москвы, в которую входила армия Наполеона", - рассказал эксперт "РГ". - Будущим выпускникам можно посоветовать побольше читать классических художественных произведений, а во время экзамена вдумчиво прочитать исходный текст, чтобы правильно сформулировать проблему, прокомментировать ее.
Одна из преподавательниц рассказала, что фамилию писателя В. Тендрякова школьники исказили так: Тундриков, Трендьяков, Трюндиков, хотя она была в тексте перед их глазами.
Член Общественной палаты, преподаватель русского языка и литературы Роман Дощинский подтверждает, что в отличие от прежних лет ученики на ЕГЭ-2016 допустили много фактических ошибок.
- Как только они начинают приводить аргументацию, становится очевидным низкий культурный уровень. У выпускников действительно клиповое мышление: в памяти оседает кусок, эпизод и начинается игра с ним - поверхностная и вольная. Вот что написала одна из школьниц в сочинении-рассуждении, где в качестве примера приводит повесть Тургенева "Муму": "Немого Герасима Татьяна забрала в город, потому что влюбилась. Ревнивая женщина в грубой форме приказала избавиться от собачонки, не считаясь с желанием возлюбленного", - рассказал преподаватель.
Еще одна проблема - плохой почерк учеников. Бывает, эксперты часами разбирают коротенькие тексты. Там не буквы - сплошной забор. "Может, было бы разумнее набирать тексты на компьютере? - предлагает Роман Дощинский. - В этом году заметно выправились орфография и пунктуация. Но не будем пока радоваться. Школьники просто набили руку на эти 150 слов. Но текста-то не получается!
Что касается математики, то вокруг нее в этом году разгорелся конфликт. Некоторые выпускники решили, что профильный ЕГЭ стал гораздо сложнее демоверсий, и сейчас собирают подписи за пересмотр баллов.
- ЕГЭ по математике был не сложнее, чем в прошлом году, - пояснил директор Президентского Санкт-Петербургского физико-математического лицея N 239 Максим Пратусевич. - По тем работам и по тем заданиям, которые я проверял, мне не показалось, что школьники стали хуже их выполнять.
Какие ошибки сделали выпускники в ЕГЭ по математике? Вот три самые распространенные: ученики не понимают условие задания, допускают простейшие арифметические ошибки при работе с отрицательными числами, не могут себя проверить. Как выяснилось, хуже всего школьники знают геометрию. Есть ошибки в округлении цифр.
По словам Пратусевича, западают темы, которые ученики проходят в 5-7-м классах. Это дроби, тождественные преобразования, отрицательные числа, есть сложности с вычислениями.
Кстати, все выпускники физико-математического лицея выбирали, естественно, профильный ЕГЭ по математике. "В прошлом году средний балл был 82. В этом году, думаю, он будет примерно таким же", - высказал мнение директор.
ЕГЭ по биологии в этом году сдавали 117 тыс. человек. В билетах было 40 вопросов трех уровней сложности - базового, повышенного и высокого.
На ЕГЭ по биологии сложности вызывают так называемые практикоориентированные задания. Выпускники из года в год плохо отвечают на задания по селекции и биотехнологии. Например, не могут сказать, почему картофель надо сажать не семенами, а клубнями, в чем значение самоопыления, как применять индивидуальный отбор в селекции?
Среди других "слабых" тем, на которые обращают внимание эксперты ФИПИ: физиология растений, земноводные, строение и функции периферической нервной системы человека. Ученики путают печень и поджелудочную железу, не знают типы соединения костей, виды клеток крови. Но в целом с вопросами по анатомии многие справляются неплохо. Задания по экологии школьники тоже выполняют, как правило, успешно.
Географию обычно сдают 3% школьников. Это те, кто потом пойдет учиться на географические и экологические специальности. Увы! Опыт ЕГЭ показывает: половина потенциальных абитуриентов геофаков не знает, что государственный язык Бразилии - португальский, а Франция - не самая большая по численности страна в Европе.
Как показал ЕГЭ по географии в 2015 году, 65% знают страны, с которыми граничит Россия. Наши школьники уверены, что у страны есть сухопутные границы с Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией, Арменией и Молдавией. Не все помнят о том, что у нас есть сухопутная граница с Польшей и Литвой и морская граница с США .
Какие вопросы в курсе обществознания школьники знают слабее всего? Основы Конституционного строя в России, права и обязанности граждан, суть Федеративного устройства, разделение полномочий регионов и федерального центра. 52 процента думают, что исполнительная власть в стране принадлежит не правительству, а Генпрокуратуре, Счетной палате и Госдуме.
Школьные годы пропали не зря.
Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.
Вдруг Герман услыхал скрип рессор. Это была старая княгиня.
Глухонемой Герасим не любил сплетен и говорил только правду.
Базаров был нигилист, и поэтому убил старуху топором.
Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.
Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.
Во время Островского жизнь замужней женщины была невыносимо тяжелой: ведь в отсутствие мужа ей не только не разрешалось знакомиться с незнакомыми мужчинами, но даже и любить их.
Число выпускников, которые не набрали в этом году минимальный порог по литературе, сократилось. Если в 2014 году набрать минимальный балл не смогли 8%, а в 2015 году - 5,3%, то в 2016 году число таких участников снизилось до 4,3%.
На ЕГЭ по географии минимальный порог составлял 37 баллов. В прошлом году его не преодолели 15,8% выпускников, в этом - 13%.
В 2016 году из КИМ по географии исключены задания с выбором ответа и представлено несколько новых моделей заданий. В качестве справочных материалов даны контурные карты мира и России.