16.06.2016 15:05

В пользу сборной

Немецкий автопром будет развивать локальное производство в России
Автомобили из Германии давно стали брендом, не нуждающимся в дополнительной рекламе. Не удивительно, что каждая десятая легковушка и около 4 процентов грузовиков у нас в стране - немецкие. Но, как выяснила "РГ", гарантией дальнейшей работы компаний из ФРГ является не столько популярность их продукции, сколько интегрированность в экономику страны.
Сборка немецких автомобилей на заводе в Калуге не останавливалась ни на один день. Фото: Фотобанк VOLKSWAGEN GROUP RUS Сборка немецких автомобилей на заводе в Калуге не останавливалась ни на один день. Фото: Фотобанк VOLKSWAGEN GROUP RUS
Сборка немецких автомобилей на заводе в Калуге не останавливалась ни на один день. Фото: Фотобанк VOLKSWAGEN GROUP RUS

Доказательство последнего тезиса удобно строить от противного. В марте 2015 года концерн General Motors объявил об уходе из России двух своих марок - Chevrolet и Opel, хотя их позиции казались незыблемыми. Только на калининградском заводе "Автотор", по данным замдиректора филиала Сергея Лугового, в рамках контракта с GM с 2009 года по февраль 2015-го было выпущено около 200 тысяч автомобилей Opel.

Основной причиной резкого роста цен на эти машины и падения их продаж, как пояснили в Минпромторге России, стала слабая локализация производства. Американцы много говорили о желании уйти от крупноузловой сборки и даже выпускать максимально локализованные Opel на СП "GM-АвтоВАЗ" в Тольятти. Но по факту россияне потеряли возможность купить популярные немецкие модели, в том числе хетчбэк Astra, признанный лучшим автомобилем Европы 2016 года.

"Планов у компании по возвращению на рынок на данный момент нет", - констатировал директор по связям с общественностью "Cadillac Россия" Сергей Лепнухов, один из немногих специалистов по PR в нынешней структуре GM. Но примеру Opel последовать никто не решился. Только японская Honda приостановила поставки моделей премиального суббренда Acura, но в этом случае речь идет исключительно о дорогостоящем импорте.

Что касается немецких марок, то сомнения могли появиться разве что в отношении Audi, входящей в группу Volkswagen. Компания наладила крупноузловую сборку семи моделей на калужском заводе VW еще в 2009 году, однако в 2015-м несколько автомобилей с конвейера единовременно сняли. Впрочем, худшее, видимо, позади. Сейчас в Калуге собирают седаны А6 и А8, к которым вскоре должна добавиться еще одна модель. А в мае "рулить" российским Audi поручили главе представительства Skoda Любомиру Найману, прекрасно знакомому с нюансами работы в нашей стране.

Да и сам концерн Volkswagen, пришедший в Калугу еще в 2006 году, видимых проблем не испытывает и в феврале 2016-го торжественно отметил выпуск миллионной легковушки. При этом с 2011-го немцы начали работать и в Нижнем Новгороде - по контракту с "Группой ГАЗ".

- Компания успешно выполняет планы по локализации, - заверила "РГ" директор по связям с общественностью российского представительства VW Наталья Костюкович. - В данный момент у нас 60 поставщиков локальных компонентов, а число их наименований достигло 5500 единиц.

Последнее достижение Volkswagen - открытие в сентябре 2015 года завода двигателей стоимостью 250 миллионов евро в Калуге. С того момента здесь выпустили свыше 50 тысяч агрегатов. Причем локализация производства постепенно растет. В частности, алюминиевые блоки цилиндров и головки этих блоков делает в Ульяновске компания Nemak.

- Также были локализованы стекло, провода и кабели, штампованные детали, сиденья, подвески, детали интерьера и многое другое, - подчеркнула Наталья Костюкович. - Но для дальнейшей локализации необходимо дать импульс развитию базы поставщиков. Особенно это касается малых и средних предприятий. С нашей стороны, мы не только находим, но и обучаем поставщиков, чтобы их продукция соответствовала международным стандартам качества и бизнес-процессов.

Освоилась в России и другая крупная компания - BMW, с 1998 года сотрудничающая с калининградским заводом "Автотор". И это принесло свои плоды. Уже в первый год работы баварцам удалось в шесть раз увеличить объем продаж в нашей стране. Сейчас в анклаве выпускают практически все интересные нашему рынку модели, в том числе линейку кроссоверов. Всего за 17 лет в стране было собрано свыше 160 тысяч автомобилей бренда.

- Уровень качества, обеспеченный заводом, помог BMW принять решение о том, что выпуск всех новых моделей за рубежом будет в первую очередь происходить в Калининграде, - рассказал Сергей Луговой.

Особым образом у нас представлены производители немецкой коммерческой техники. В частности, концерн Daimler тесно партнерствует с "КАМАЗом" и "Группой ГАЗ". Вместе с первым он с 2010 года строит тяжелые грузовики и автобусы в Набережных Челнах. В октябре 2015-го с конвейера сошел уже восьмитысячный автомобиль, а в минувшем марте здесь началось создание совместного завода кабин. А в Нижнем Ногороде с июля 2013-го Daimler занимается выпуском линейки Mercedes-Benz Sprinter Classic.

- В проект по контрактной сборке совместно с "Группой ГАЗ" инвестировано более 190 миллионов евро, - рассказал начальник отдела корпоративной коммуникации представительства Mercedes-Benz Андрей Родионов. - Локализация производства составляет более 40 процентов. Так, дизельный двигатель выпускают в Ярославле. Для него в России производят блок цилиндров и головки блока. Кроме того, у нас локальные штампованные кузовные детали и пластиковый бампер. Нам нужны и другие поставщики. Но их выбор ограничен, поскольку компания не может пойти на компромисс в отношении качества продуктов, отмеченных трехлучевой звездой.

Похожая ситуация - и у MAN Truck & Bus AG. Официальное представительство компании появилось в России в 1997 году, а в 2011-м оно приступило к строительству завода стоимостью около 25 миллионов евро в Санкт-Петербурге. Предприятие мощностью 6000 грузовиков в год полноценно заработало уже в 2013-м.

- Компания ценит возможность быть ближе к клиентам в этом регионе, поскольку Россия является одним из ключевых рынков для MAN, - заверила "РГ" специалист по маркетингу Елена Прусс-Жуковская. - На сегодня мы не имеем инвестиционных контрактов с правительством РФ, поэтому в наши обязательства не входит точный расчет уровня локализации. Тем не менее MAN по собственной инициативе закупает некоторые локальные компоненты, например, коробки передач ZF российского производства, а также использует российские горюче-смазочные материалы и технические жидкости. Работа по поиску локальных поставщиков ведется на постоянной основе, но компания бескомпромиссна в вопросе качества собственных продуктов и услуг, что накладывает отпечаток и на требования.

Специалист признала, что сегмент коммерческой техники в настоящее время испытывает серьезное давление внешней среды, но "в средне- и долгосрочной перспективе MAN верит в потенциал российского рынка".

Похоже, для немецких производителей, которые, в отличие от Opel, смогли удержаться в России, - это общая тенденция. Так, СП, созданное BMW и "Автотором", с 2013 года вложило около 20 миллионов евро в строительство нового автозавода в Калининграде. Процесс идет не быстро, но проектно-сметная документация уже готова, проведены котлованные работы, проложена первая очередь магистрального водовода.

Площадку для производства легковых Mercedes-Benz в России может открыть и Daimler.

- Решение о локальной сборке не принято, однако мы проводим консультации и обсуждаем рамочные условия. Концерн Daimler AG неоднократно подчеркивал стратегическое значение российского рынка в своих планах. Кроме того, он стремится переносить производство ближе к рынкам сбыта, - сообщил "РГ" Андрей Родионов.