На Ставрополье для борьбы с автохамством создали "спецназ" ГИБДД
Залп по колесам
На дежурство вместе выходят два экипажа этого подразделения. Причем одна из патрульных машин (она не имеет специальной окраски) передвигается в общем потоке, а одетый в штатское инспектор ГИБДД зорко следит за соседними машинами.
- Моя главная задача - выявлять, а затем фиксировать с помощью видеокамеры грубые нарушения Правил дорожного движения и тут же передавать эту информацию по радиосвязи другому экипажу ДПС, - рассказал майор полиции Александр Ишков.
- После поступления сигнала от коллеги я должен принять меры к остановке нарушителя. В нашем распоряжении находятся автомобили с повышенными динамическими характеристиками -Audi, Мersedes, BMW и другие, оснащенные мощными звуковыми и световыми сигналами. Хулигану после остановки мы демонстрируем это видео, объясняем, в чем состоит правонарушение, и составляем административный протокол для привлечения виновного к ответственности, - подключается к разговору майор Игорь Черкашин.
Как объяснили в ГИБДД, подобный алгоритм действий не случаен. Автохамы обычно грубо нарушают правила, когда видят, что поблизости нет ни инспекторов, ни видеокамер. А когда нет документальных свидетельств, бывает довольно трудно определить виновного в ДТП. И задача нового спецвзвода - поймать хулигана именно по горячим следам.
- Практика показывает, что большинство автохамов не останавливаются по первому требованию. Сотрудникам приходится их преследовать, а порой даже применять оружие. Буквально на днях в Петровском районе в течение получаса инспекторы преследовали лихача, находившегося в состоянии алкогольного опьянения. В результате пришлось прострелить колеса его машины. К некоторым специальным мероприятиям, где потребуется силовая и огневая поддержка, планируем привлекать ОМОН и СОБР. Но в повседневном режиме такой необходимости нет, - объясняет Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Ставрополья Алексей Сафонов.
Сюрприз для нарушителя
Сегодня спецподразделение насчитывает почти 30 офицеров полиции, напрямую подчиняющихся начальнику ГУ МВД России по Ставропольскому краю и Главному автоинспектору региона. Сотрудников подбирали по конкурсу, выдержали его не все. Зачисленные в спецвзвод полицейские успешно прошли психологические тесты, полиграф и проверку спецслужб. А многие уже освоили экстремальную езду. Иномарки, находящиеся в их распоряжении, позволяют догнать любого нарушителя. Так, недавно от ночной погони в Ставрополе не смог уйти нетрезвый горожанин, находившийся за рулем BMW-Х6.
Скрытое патрулирование будет проходить на территории всего региона: сначала его апробируют в краевой столице и на Кавминводах, затем распространят на остальные районы.
- Мы начали с самых сложных участков в Ставрополе - перекрестков центральных улиц, на которых в утренние часы законопослушные водители стоят в ожидании проезда, а автохамы объезжают очередь, пересекая сплошные линии разметки. С подобными нарушениями станем бороться в первую очередь, - продолжает Сафонов. - Что касается загородных трасс, то особого внимания требует трехкилометровый спуск в сторону Невинномысска из Ставрополя. Я сам не раз становился свидетелем того, как водители, пользуясь тем, что экипажа ДПС нет (здесь практически невозможно остановить хулигана без угрозы для участников движения), устраивали экстремальные гонки. Теперь их ожидает сюрприз.
С учетом южного темперамента
Агрессивной ездой в законе называется опасное вождение, создающее аварийные ситуации: выезд на встречку, так называемые "шашечки" (резкое перескакивание из полосы в полосу без включения повторителя поворота), проезд на красный сигнал светофора, пересечение сплошных, в том числе двойных, линий. При этом автохамы часто подрезают законопослушных водителей (становятся впереди, а потом резко тормозят), а те потом выглядят "крайними" в спровоцированном ДТП.
К категории потенциально опасных транспортных средств (ТС) в ГИБДД причисляют автомобили с тонированными стеклами, а также те, в которых перевозятся дети без удерживающих устройств.
Идея создать специализированный взвод по борьбе с хамством на дорогах возникла не на пустом месте.
- Менталитет, например, водителей Центральной России сильно отличается от нашего, южного. Кроме того, Ставропольский край - транзитный. Только через Пятигорск из республик Северного Кавказа проходит 50 тысяч автомашин в год. При этом культура вождения здесь явно далека от совершенства, - отмечает Сафонов. - Теперь появилась возможность на месте документировать нарушения и направлять информацию коллегам в соседние регионы, а также в вузы для принятия мер воздействия на студентов-лихачей.
Нарушения без наказания?
В разговоре с главным автоинспектором Ставрополья корреспондент "РГ" затронул также темы, которые волнуют наших читателей. Одна из них - нарушения правил дорожного движения со стороны силовиков, сотрудников правоохранительных органов, о которых нередко можно услышать от автолюбителей. При этом о наказаниях за это практически никогда не говорится...
- Прокуратура, ФСБ, Следком, суды и другие силовые ведомства и правоохранительные органы проинформированы о создании спецподразделения и ответили, что готовы взаимодействовать с нами, - сказал Алексей Сафонов. - Уверен, руководство этих ведомств заинтересовано в безопасном передвижении. Также мы наработали практику совместных рейдов с представителями данных структур. После наших сигналов в них с нарушителями разбираются и, насколько мне известно, принимаются очень жесткие меры.
Многие ставропольцы помнят громкую кампанию по растонировке авто, которая стартовала в крае лет семь назад. Однако таких машин на дорогах по-прежнему много.
- За это время сотни водителей привели свои ТС в соответствие с нормативами. В последнее время на тонированных авто ездит в основном молодежь, использующая многоразовую пленку. Еще до подъезда к патрульной машине нарушители наловчились ее снимать. Теперь мы сможем это доказывать с помощью видеозаписи, - пояснил главный автоинспектор Ставрополья. - Кроме того, недавно Госдума утвердила поправки к законодательству в части ответственности за данное нарушение. Штраф за тонированные стекла вырос с 500 до 5000 рублей.
Сергей Шевелев, член комитета думы Ставропольского края по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству:
- Ставрополье оказалось в первой тройке регионов, где создано подобное подразделение. И это своевременный шаг. Большое количество жертв ДТП приходится на любителей некорректной езды. Скажем честно, немалый процент нарушителей составляют представители силовых ведомств, судов, прокуратуры, высокопоставленные чиновники, да и депутаты. Думаю, что спецвзвод поможет укрепить дисциплину среди таких водителей. Хватает лихачей и среди молодежи, которую надо вовремя вразумить.
Николай Фурсов, председатель рабочей группы по контролю и мониторингу безопасности дорожного движения Общественного совета при ГУ МВД РФ по краю:
- Появление подразделения по борьбе с автохамами на дорогах считаю важным событием. В год на российских автотрассах гибнет больше 350 тысяч человек. И нам уже впору защищать сотрудников ГИББДД от водителей, которые не только словесно оскорбляют инспекторов, но и наносят сотрудникам при исполнении служебных обязанностей телесные повреждения.
Кстати
В первый же день работы спецотряда ДПС в Ставрополе в течение двух часов методом скрытого патрулирования зафиксировано на видеокамеру 25 нарушителей ПДД, из которых 20 вели себя особенно вызывающе: пересекали сплошную линию разметки, устраивали "гонки", проезжали на красный сигнал светофора. Семерых автолюбителей полицейские остановили за наличие тонировки на лобовом стекле. На всех нарушителей составлены административные протоколы.
На минувшей неделе запрет на опасное вождение вступил в силу - соответствующие поправки внесены в Правила дорожного движения. Пункт 2.7 документа официально дополнен абзацем, запрещающим водителю совершать ряд действий, которые в конечном итоге могут привести к ДТП. Среди них - перестроение при интенсивном движении ("шашки"), несоблюдение дистанции и бокового интервала, резкое торможение, препятствие обгону. В качестве санкций предлагаются наложение штрафа в размере 5000 рублей, лишение прав, уголовная ответственность. Окончательное решение о размере штрафа будет принято осенью.
Поводом для этой инициативы послужил широко обсуждаемый видеоролик о компании золотой молодежи на Gelandewagen в Москве, пытавшейся скрыться от дорожной полиции. Хулиганы выезжали на красный свет, ездили по газонам и тротуарам.