21.06.2016 09:08
    Поделиться

    Кто, как и почему покупает ультралюксовые автомобили в России

    Rolls-Royce передал первые автомобили Dawn российским клиентам компании. Корреспондент "РГ" попытался понять, что чувствуют владельцы самого дорогого на отечественном рынке кабриолета, прокатившись на нем по сочинским дорогам.

    Никаких компромиссов

    Своеобразный кортеж из Rolls-Royce Dawn, купе Wraith и двух машин сопровождения спокойно двигался из Сочи к Красной поляне. Развалившись в переднем пассажирском кресле кабриолета, я пытался рукой ловить встречные потоки воздуха, а заодно заваливал вопросами более опытного коллегу Андрея, которому повезло первым сесть за руль.

    В какой-то момент дорога разделилась, и нам предстояло взять левее. Мой товарищ, объясняя предназначение одной из кнопок на центральном тоннеле, среагировал не сразу, и между кабриолетом с "купешкой" тут же вклинился повидавший виды кроссовер Kia. Дальше трасса уходила в горы и, чтобы не отстать от товарищей, нам пришлось слегка нарушить правила: ускорившись, мы обошли "помеху" со свободной правой стороны.

    И вдруг коллега нащупал рукой "аварийку" и пару раз, извиняясь за свой маневр, моргнул водителю оставшейся сзади машины.

    - Представляю, в каком шоке тот парень в Kia. Не каждый день перед ним расшаркиваются из ультралюксового кабриолета, - усмехнулся я.

    - Думаю, никогда, - поддержал меня Андрей. Но тут же уточнил: - Не потому, что это унизительно. Просто настоящий водитель такого автомобиля не позволяет себе хамства на дороге. Ему уже ничего не нужно доказывать окружающим.

    Dawn - он вообще не для мажоров, выбирающих машину с открытым верхом, только чтобы красиво прокатить девушку и произвести впечатление на нее, ее маму и тех, кто попадется по пути. Для этого есть варианты попроще и подешевле. Rolls-Royce - автомобиль для основательных людей. И не случайно кабриолет этой марки, в отличие от большинства "одноклассников", с четырьмя полноценными местами - на тот случай, если владелец доверит руль водителю и решит с бокалом вина в руках пообщаться тет-а-тет с дамой или обсудить дела с бизнес-партнером. Да хоть просто возьмет в приятную поездку всю семью.

    "Мы гордимся тем, что создаем прекрасные автомобили, обладающие высоким уровнем комфорта и не нарушающие личное пространство пассажиров, - прочитал я потом объяснение директора по дизайну Rolls-Royce Джайлса Тейлора. - Создать машину, подобную Dawn, и сделать ее по-настоящему комфортной только для двоих взрослых, было бы преступлением с точки зрения нашей философии".

    В общем, главное предназначение Dawn в том, чтобы удовлетворять любое желание своего владельца. Без каких-либо компромиссов, но с единственной оговоркой: речь идет о желаниях успешного и уверенного в себе человека. В этой мысли я окончательно утвердился чуть позже, когда уже сам вел кабриолет.

    Кабриолет из гардероба

    Не скрою - закрывая за собой водительскую дверь (это, кстати, можно сделать специальной кнопкой), волновался. Впервые сесть за руль машины, которая стоит дороже, чем 25 "топовых" Renault Duster или вся линейка кроссоверов BMW, - это такая веха, которая случается в жизни не каждого миллионера. В первые мгновения я чуть ли не затаил дыхание, пытаясь фиксировать каждую эмоцию. А затем внимание переключилось на информацию, неожиданно высветившуюся на лобовом стекле. С пассажирского кресла работа проекционного экрана была не видна, а он, оказывается, все это время отображал скорость автомобиля и действующий в этой зоне дорожный знак (за ними внимательно следит специальная интеллектуальная система).

    …Когда я пришел в себя, мы отстали от впереди идущего Wraith уже метров на сто, и мне потребовалось посильнее нажать на газ. Dawn тут же бодро откликнулся, цифры спидометра на стекле резко поменялись, и вот уже нога предусмотрительно перескочила на педаль тормоза. Мощный мотор (шутка ли: две турбины, 6,6 литра, 12 цилиндров и 563 лошадиные силы) легко разгоняет кабриолет, и в плотном потоке его приходится немного придерживать.

    - Ну, и как она реагирует? Без задержки? - спросил фотограф, со второго ряда ловивший на камеру мой восторженный взгляд в зеркале заднего вида. Это, кстати, у него получалось неплохо. И глаза горели, и зеркало не "скакало", и машина шла ровно, не замечая неровностей на дороге и напоминая о фирменном для Rolls-Royce полете "ковра самолета". А пока я думал, стоит ли упомянуть чуть заметный рывок при переключении передач и почувствовал ли я, как пишут в рекламных проспектах, "заметно возросшую точность реакций двигателя в среднем диапазоне хода дроссельной заслонки", инициативу взял коллега. И волей-неволей оправдал мое замешательство:

    - Сложный вопрос. Да, есть какая-то пауза у "автомата", но, позвольте, разве для такой машины это принципиально?! Да ее и сопоставить-то не с чем, - заметил Андрей, который за свою карьеру какие только машины не тестировал.

    Кстати, при всем своем опыте с последним утверждением он все-таки ошибся. Сравнить Dawn можно и даже интересно с другими моделями Rolls-Royce. То же купе, на котором мы ехали обратно из Красной поляны, чуть быстрее и мощнее кабриолета, о чем говорят хотя бы более низкие ноты, которые берет его мотор при ускорении. Но так и должно быть - все машины из линейки бренда имеют схожий дизайн, но рассчитаны на разные аудитории. Вернее - на разные сегменты самой респектабельной части автолюбителей.

    - Мы в Rolls-Royce часто сравниваем наши автомобили с предметами гардероба, - удивил руководитель по коммуникациям Rolls-Royce Motor Cars в Восточной Европе и СНГ Франк Тиманн во время обеда на яхте в порту Sochi Grand Marina by Burevestnik Group. Хотя почему бы и нет, когда речь идет о стиле. Могли бы еще сопоставить, например, с часами. - Модель Phantom - это костюм торжественный, официальный, для особых случаев. Ghost - хорошо сшитый деловой. Wraith - еще более неформальная модель, его можно сравнить со спортивным пиджаком. А Dawn - то, что сейчас называют smart casual. Его носят, скажем, в выходной день для прогулки с любимой женщиной.

    Кстати, намек на то, о какой одежде может идти речь, прозвучал и во время презентации модели для журналистов.

    - Dawn по праву называют самой соблазнительной моделью Rolls-Royce. А некоторые - даже самой сексуальной, - перешел на выразительный шепот Франк Тиманн.

    Тихий "Дон"

    Тему сексуальности развивать не стану, а вот об интимности сказать надо, продолжив заодно и сравнения. Британский кабриолет с закрытой крышей - пожалуй, тише всех "одноклассников". Поднять верх мы решили, когда двигались за грузовиком на подъеме и поневоле сбавили скорость до 40 километров в час.

    Стоило нажать на кнопку, как тент тихо вышел из-под роскошной черной деки и секунд через 20 встал на место. Кстати, в Rolls-Royce изобрели не только удивительный механизм раскладывания крыши, но и специальный термин для описания этого процесса - Silent Ballet ("Беззвучный балет"). Сам мягкий верх сделан в шесть слоев абсолютно гладкой ткани в сочетании с неким инновационным французским швом, что и обеспечивает бесшумность.

    Нам удалось убедиться в этом, когда уже у самой Красной поляны мы объезжали работающий трактор местных дорожников. А вот послушать, "как капли ночного дождя стучат о тканевую крышу кабриолета", не получилось. С одной стороны - жаль, поскольку маркетологи Rolls-Royce называют это "одним из самых романтичных удовольствий на Земле". А с другой - и хорошо, потому что обещанный синоптиками дождик мог лишить нас обязательной "фишки" - прокатиться с ветерком.

    Об инновационных решениях в Rolls-Royce - особый разговор. Они, например, позволили сэкономить полезное место в багажнике (в кабриолетах эти отсеки, как правило, размером чуть больше шляпки, которую надевают дамы при опущенной крыше), но при этом не отнять ни сантиметра комфорта у пассажиров заднего ряда. А просто в Dawn нет домкрата и запасного колеса - потому что не нужны. Самонесущие шины диаметром около 20 дюймов даже после полной потери давления позволяют спокойно проехать примерно 150 километров.

    Инновации отвечают и за безопасность. Так, доли секунды требуются автоматике, чтобы запустить скрытую систему защиты от опрокидывания. Но это типичная функция для кабриолетов. А вот технология переключения передач с учетом данных спутниковой навигации (SAT) - поистине уникальна, хотя используется в Rolls-Royce с 2013 года и доступна уже в минимальной комплектации Dawn. Система, пользуясь данными с GPS-спутника, "видит" дорогу намного дальше, чем водитель, и предугадывает тот или иной маневр. Скажем, на выходе из аккуратно пройденного затяжного поворота "автомат" не будет спешить с повышением передачи и позволит эффективнее использовать мощь мотора. Кстати, доступный запас рвущихся из-под длинного капота "лошадок" показывает специальный прибор, расположенный на щитке вместо традиционного тахометра.

    "Дух экстаза" с тачскрином

    Однако при невероятно высоком уровне интеллекта ультрасовременных вспомогательных систем в Dawn есть место и исконно британскому консерватизму. Речь, конечно, не о "фирменных" механических часах, показывающих точное время на передней панели. И не о дверях, которые вот уже сто лет открываются в обратную сторону, позволяя пассажирам удобнее проникать на второй ряд и защищая их, скажем, от завистливых взглядов. Вы не поверите, но у модного кабриолета Rolls-Royce центральный тоннель венчает 10-дюймовый монитор… без сенсора. То, без чего уже не обходятся китайские производители бюджетных автомобилей, в самом дорогом оказалось невостребованным.

    По одной из версий - в ультралюксовой машине не место отпечаткам пальцев на одном из наиболее заметных элементов роскошного дизайна. По другой - большой тачскрин был признан непрактичным аксессуаром (в отличие, скажем, от роскошного зонта, спрятанного в нишу в левом переднем крыле). Дескать, до него из глубины огромного водительского сиденья еще надо дотянуться. Другое дело - специальная шайба на тоннеле, которая всегда под рукой и управляет мультимедийной системой. Венчает этот "поворотный контроллер Spirit of Ecstasy" сенсорная панель. И водя по ней пальцем, можно легко "писать" буквы, ставя задачу навигатору, и менять музыку, которую "крутит" мощная и умная аудиосистема.

    Еще раз о консерватизме британских машиностроителей я задумался, когда сидел за рулем Dawn и упивался тем, как чутко слушала любые команды могучая машина длиной 5,3 метра и весом 2,5 тонны. В этот момент я понял две вещи. Во-первых, в Rolls-Royce рискнули сделать наконец машину "для водителя", а во-вторых, ей вовсе не нужен автопилот, которым через несколько лет уже некого будет удивить.

    - Владелец автомобиля либо наслаждается вождением, либо сидит сзади, поручив эту приятную работу шоферу. Зачем тут автопилот? - пытался я объяснить свою теорию коллеге, поглядывая на стильную деревянную крышку, закрывавшую монитор мультимедийника.

    - Автопилот здесь появится ровно в тот момент, когда в Rolls-Royce поймут: он достаточно хорош для этой машины, - безапелляционно заявил Андрей. - К тому же тут есть адаптивный круиз-контроль. И кстати: ну-ка, дерни рулем влево!

    Я качнул машину и тут же почувствовал сильную вибрацию на ободе. Это автоматика участливо сообщила, что я на мгновение пересек дорожную разметку и при этом не показал сигнал поворота.

    - Мне приятна такая забота о моей безопасности, - обезоруживающе улыбнулся коллега.

    Цены не сложить

    Впрочем, не исключено, что автопилот в Rolls-Royce Dawn будет устанавливаться не штатно, а с пакетом опций - по желанию клиента. Потребители вообще принимают самое непосредственное участие в производственном процессе, не ограничиваясь лишь осмотром машины в шоу-руме и ее тест-драйвом.

    - Покупка Rolls-Royce - определенный этап в жизни, и люди относятся к этому вопросу крайне ответственно, - заметил Франк. - Так, первые покупатели Dawn, чтобы увидеть машину, приезжали на автошоу во Франкфурт, где состоялась ее премьера, а затем посещали завод в британском Гудвуде. Да, не удивляйтесь - все элементы интерьера и большинство деталей экстерьера производятся и собираются вручную. И некоторым клиентам, конечно, хочется понаблюдать за этим процессом, пообщаться с мастерами, побывать в ателье, где можно обсудить какие-то индивидуальные нюансы, которые будут отличать машину от остальных. Для каждого клиента мы создаем индивидуальный эскиз автомобиля.

    На заводе полностью роботизирован лишь процесс окраски. Однако прежде, чем он начнется, будущему покупателю предложат на выбор всю возможную палитру цветов кузова. Поразительно, но это не 20 оттенков и даже не 100, а 44 тысячи различных вариантов! Другими словами, нет никакой сложности подобрать кабриолет в тон ногтей будущей владелицы - и такую услугу в Rolls-Royce уже выполняли.

    В компании, к слову, легко откликаются на самые разнообразные запросы - скажем, сделать авторскую вышивку на подлокотниках или "нарисовать" точную карту звездного неба с помощью миниатюрных лампочек под обивкой потолка. Что говорить, если в одной из машин по настоянию покупателя инженеры спрятали в центральном тоннеле настоящий термос.

    В общем, понятно, почему в Rolls-Royce "не вешают ценники" на свои машины. Есть, разумеется, базовая стоимость - в случае с Dawn это 25 миллионов рублей, но она дает лишь примерное понимание о порядке цифр. Итоговую же сумму определяют желания клиента и возможности производителя. Показательно, что слова одного из основателей компании Генри Ройса: "Качество остается, когда цена давно забыта", - стали в компании ключевым слоганом.

    - Большинство наших клиентов - это успешные бизнесмены. Они владеют компаниями, а то и несколькими, не говоря уже о машинах, - пояснил "РГ" Франк Тиманн. - И хотя это весьма обеспеченные люди, они осознанно и рационально относятся к своим тратам. Но в случае с Rolls-Royce они уверены в качестве предлагаемого им продукта и в том, что в нем используются лучшие материалы, применяются лучшие технологии. Они уверены в оправданности своих инвестиций и готовы приобрести больше, чем просто автомобиль, - предмет роскоши, который с годами не становится менее ценным…

    Вместо послесловия

    - Вам понравилось? - спросил представитель Rolls-Royce в конце тест-драйва. - Хорошая машина?

    - Да, - честно ответил я. - Только если б сам покупал такую, предложил бы одну вещь - именной шильдик на кузове где-нибудь сзади. Если уж автомобили настолько индивидуальны, почему бы им не иметь собственное имя? Скажем, "Эй пи" - по инициалам владельца. Или "Ар джи" - "Российская газета". Красиво же?

    Сотрудник компании задумался, потом искренне засмеялся:

    - Кажется, нам удалось главное: донести до вас, что такое быть владельцем кабриолета класса ультралюкс.

    Поделиться