В Черноземье опробовали систему платных парковок
Дороги перемен
За стоянку в центре Белгорода деньги перечисляют уже полтора года. "Бросить" машину бесплатно в кварталах между железнодорожным вокзалом и Домом правительства региона можно лишь в праздничные и выходные дни, а также с 20 часов вечера до восьми утра. В другое время каждый час парковки стоит 30 рублей для легковушек и 120 - для грузовиков. Первое время автовладельцам "дарили" первые 60 минут стоянки, но потом этот период сократили вдвое.
Вслед за коммерческими "карманами" в городе организовали закрытые плоскостные парковки. Шлагбаумы появились около железнодорожного вокзала, у популярного хозяйственного магазина и даже одной из городских больниц, чем в первую очередь возмутились сами медики. Так, по словам чиновников мэрии, завершился первый этап проекта, на который из муниципального бюджета направили 39 миллионов рублей. Главной целью было освободить центральные улицы от скопления машин. Однако массовая и беспорядочная парковка образовалась вокруг платной зоны, и теперь стартовал второй этап резонансного проекта. Еще 42 паркомата появились на улицах, прилегающих к центральным, добавив почти 1700 мест для машин.
Это расширение обошлось муниципалитету в 31 миллион рублей. Как отметил мэр Белгорода Константин Полежаев, теперь можно говорить и об окупаемости платных парковок. Что же касается штрафов (1000 рублей для первого нарушения и 1500 - для повторного), то с начала года в казну перечислено примерно 700 тысяч. При этом различные уловки автовладельцев, например заклеивание номеров, водителям не помогли, как и оспаривание штрафов в суде. Председатель городской административной комиссии Юрий Зуев отметил, что закон в этом случае на стороне властей, и в целом белгородцы становятся более дисциплинированными. С марта, помимо объезжающих зону платных парковок машин, оборудованных специальным комплексом для фиксации нарушителей, появился пеший инспектор, и в первый же день он насчитал около 40 "хитрых" водителей.
- Теперь в день фиксируется примерно пять нарушений, - подчеркнул Юрий Зуев.
Все для людей
Так или иначе, белгородцы с новшеством смирились и даже увидели в нем положительные стороны. Так, если раньше искать место для машины около крупного банка в центре города или той же администрации приходилось часами, теперь пустых "карманов" бывает много. Стихийных парковок во дворах, на что жаловались жители центра поначалу, тоже нет: здесь позаботились о шлагбаумах. И в целом движение автомобилей по центру стало быстрее, ведь теперь каждый бережет свои деньги и рассчитывает время.
Директор "Белгородского парковочного пространства" Олег Михалин уверен, что плюсы скоро станут очевидны всем. И если раньше городские власти ругали и предприниматели, и жители, то сейчас от некоторых из них стали поступать неожиданные просьбы: сделать платной стоянку перед их домом, магазином или офисным зданием.
- Такие обращения поступили от руководителей универсама, Дворца детского творчества, центра восстановительной медицины, нового МФЦ в спальном районе, - перечислил он. - Дело в том, что рядом, по их словам, паркуется кто угодно, а клиентам или родителям, которые привезли ребенка на занятие, поставить машину негде. В том же универсаме заметили значительный отток посетителей, и причина тому - постоянно занятая стоянка.
Впрочем, в мэрии серьезно задумались о стоимости услуг: сейчас ежемесячный абонемент для легковушки, который дает право на стоянку в зоне платной парковки, стоит 7000 рублей. По словам Олега Михалина, за основу расчета была взята утвержденная методика.
- Однако все мы понимаем, насколько это дорого для белгородцев, - отметил он.
Между тем в подобной услуге нуждаются так называемые резиденты платных зон, не желающие искать место для машины в и без того забитых дворах. Поэтому теперь решено сделать закрытую плоскостную парковку по улице Победы, которая позволит поставить более ста автомобилей жителям этого микрорайона. Абонемент для них будет стоить около двух тысяч рублей.
В тестовом режиме
В Курске платные парковки заработали как раз на минувшей неделе - пока в тестовом режиме. В особую зону попали около десятка дорог: например, те, что прилегают к крупным рынкам и центральной улице Ленина, которая сама не станет платной, несмотря на обилие авто на обочинах. В целом почти 1200 мест на 79 стоянках стали для курян и гостей города коммерческими. Как и в Белгороде, время оплаты здесь ограничили (с 8.00 до 20.00), а час парковки стоит 30 рублей. При этом бесплатный период будет короче - всего 20 минут, а за стоянку на Привокзальной площади перечислять деньги придется круглосуточно.
Изначально в администрации города подсчитали, что муниципальный бюджет, благодаря новой системе, только в нынешнем году может пополниться на 34 миллиона рублей, а когда зона стоянок расширится, поступления могут дорасти и до 100 миллионов. Еще пять миллионов, по подсчетам чиновников, должны принести штрафы. Их пока не утвердили в областной Думе, но предполагается, что не оплатившим стоянку водителям придется выложить 1500 рублей.
Куряне переменами возмущены. В социальных сетях одни автолюбители негодуют, подсчитывая ежемесячные затраты на парковку и сравнивая их с доходами среднестатистической семьи, а другие и вовсе считают эту услугу способом привлечения клиентов на платные паркинги.
В Липецке, куда ежедневно приезжает примерно 30 тысяч автомобилей вдобавок к зарегистрированным там 200 тысячам, тоже заговорили о внедрении системы платных парковок. Как и в других городах, такую необходимость увидели в первую очередь в центре. В городском совете предполагают, что стоимость часа парковки здесь должна составить примерно 30-40 рублей, а от оплаты нужно освободить льготников и тех, кто оставляет машину менее чем на 15 минут. Однако пока решение о создании такой системы не принято. В горсовете намерены разработать четкий план внедрения платных парковок в Липецке до осени.