22.06.2016 10:59
Поделиться

На Московском кинофестивале покажут около двухсот фильмов

Спрессовавшись с двух недель до восьми раскаленных дней, ММКФ будет серьезным испытанием для синефила: как всегда, в его афише много хитов других кинофорумов, а в конкурсе сплошные "темные лошадки" - каждая может вырваться вперед.

Жюри отныне будет возглавлять победитель предыдущего фестиваля; этот пост занял болгарин Ивайло Христов, в 2015 году получивший "Золотого св. Георгия" за "Лузеров", ему сегодня и вручат переходящую "цепь власти". В ожидании строительства Фестивального центра его роль по-прежнему сыграет мультиплекс "Октябрь" на Новом Арбате; традиционная программа российских фильмов пойдет в Доме кино.

Ваши гиды по фестивальной афише:

Кирилл Разлогов, программный директор ММКФ:

Как программный директор, наш собеседник не имеет права делиться мнением о конкурсных фильмах. Мы попросили его выбрать пять картин из параллельных программ, которые, он считает, нельзя пропустить.

- Всегда кажется, что старые классические картины лучше новых, и свои рекомендации начинать, наверное, надо бы с Медведкина и Дзиги Вертова в программе "Российское кино. Год и век". Но я предпочту смешанный вариант, отметив, что на этот раз нас ждет фестиваль эпического кино.

"Тень Шамиссо" из ретроспективы члена жюри Ульрике Оттингер. Она работает в самых разных жанрах и видах искусств и перекидывает важный для меня мостик между кино, видео-артом, изобразительным искусством и даже театром, поскольку она ставила и оперные спектакли. "Тень Шамиссо" - 12-часовая документальная эпопея об ее путешествии по следам легендарных исследователей Джеймса Кука и Адельберта фон Шамиссо. Картина будет показываться частями по 3 часа каждая в течение 4 дней подряд. Фестиваль - единственная возможность посмотреть эту уникальную работу, и я всячески ее рекомендую.

"Колыбельная печальной тайне" - еще одна эпическая картина, в моей программе "Секс, еда, культура, смерть" она представляет тему Культуры. Ее снял филиппинский режиссер Лав Диас, получивший на Берлинском фестивале приз Альфреда Бауэра. Черно-белая картина рассказывает о борьбе филиппинцев против испанских колонизаторов в 1896-1897 годах и сосредоточена на судьбе одного из отцов революции Андреса Бонифачио, чье тело пытается отыскать его вдова. Поиски идут в живописных горах, населенных духами, и среди реальных исторических персонажей в фильме действуют мифические. Его продолжительность - 8 часов, мы его будем показывать в один день: по 4 часа с перерывом на обед.

Из классики я бы выбрал "Французский канкан" 1954 года с Жаном Габеном. Картина Жана Ренуара идет в ретроспективе к 120-летию студии Gaumont, там в программе много знаменитых фильмов, но я выбираю этот как самый любимый. Будет очень приятно посмотреть его в отреставрированном варианте с восстановленным качеством звука и цвета.

Из киноведческих курьезов я бы рекомендовал аргентинскую картину "Шанхайская невеста" Мауро Андрицци, где все действие происходит в Китае. Очень своеобразная, сильная и по-своему интересная, она представляет то, что я бы назвал дебютным артхаусом.

"Трон" (в оригинале - Sado) - эпическая историческая драма, тему которой можно определить как "Тяжела ты, шапка Мономаха!". Имя Садо было дано главному герою, павшему жертвой политических интриг и сложностей взаимоотношений с отцом, через 30 лет после смерти. Картину снял южнокорейский режиссер Ли Чжун Ик, которому на фестивале посвящена ретроспектива. Вот мои пять фильмов из почти двухсот названий, которые будут представлены в эти дни.

Ну, а в качестве бонуса могу посоветовать франко-ливанскую "Атаку" Зиала Дуэри - она открывает программу "Кино бурлящего арабского Востока", которую я считаю самым важным открытием фестиваля. Как вы знаете, в Дании проходит скандальная выставка, где пытаются передать взгляд террориста, - почему человек принимает на себя эту миссию, какие идеалы этому способствуют или препятствуют. "Атака" - из того же ряда. По жанру это семейная история, главные герои - преуспевающий хирург-палестинец с женой; речь идет о взаимоотношениях между людьми, которые придерживаются разных политических убеждений.

Валерий Кичин, кинообозреватель "РГ":

По обыкновению, ММКФ представляет хиты, поднявшие на замшелых фестивальных водах если не бурю, то рябь. Назову те, что нельзя пропустить.

"Тони Эрдманн" берлинского режиссера Марен Аде был фаворитом публики и прессы в Канне. Это история отношений дочери и отца - учителя музыки, художественной натуры на закате. Замечательный дуэт звезды немецкого кино Сандры Хюллер и австрийского театрального актера Петера Симонишека. Его герой с грустью наблюдает, как обрываются все человеческие и семейные связи, и когда дочь-бизнесвумен летит на переговоры в Бухарест, он нежданно является на эти деловые встречи в облике эксцентричного субъекта в жутком парике, с накладными зубами и под именем не существующего в природе Тони Эрдманна, и поставит весь бизнес на грань скандала. Каждый сюжетный ход, выплеск эмоций, парадоксы поведения героев, клоунада - все проистекает из типичной ныне ситуации, когда люди не видят выхода, но пытаются "сохранять лицо". (Смотрите в программе "Восемь с половиной фильмов").

"11 минут" польского классика Ежи Сколимовского - интереснейший опыт освоения новой эстетики и возможностей "мобильного кино", хит Венеции-2015. Цепь событий образует не видимую глазом причинно-следственную связь и приводит к катастрофе. Каждое мы застаем на пике эмоций, они как рассыпанный пазл, который мы должны сложить. Динамика и накал параллельного монтажа имеют мало аналогов, математически точно рассчитанные траектории камеры - тоже. Так снимает окружающее камера мобильника, которую забыли выключить, но хаос - кажущийся, он каждый миг сообщает нам нечто важное. Сколимовский первым ввел нервную камеру в осмысленное поле, его интересуют не персонажи, а тайные законы назревания непоправимого. Интересует негативная аура, источаемая людьми: она способна накапливаться, созревать до критического состояния и взрываться. В этом смысле картина звучит как предупреждение до предела раскаленному миру. ("Восемь с половиной фильмов").

"В тихом омуте" - сюрреалистическая комедия Брюно Дюмона, напоминающая дивный старофранцузский стиль времен Жака Тати. Ма Лют - долговязый парень в матросской шапочке с помпоном - живет на атлантическом побережье и принадлежит к семейству рыбаков, которые лакомятся человечиной. Его девушка ходит в костюме мальчика и принадлежит семейству аристократов, которые постоянно падают. Важные люди - пара полицейских инспекторов: очень толстый и очень тонкий. И главная беда: в поселке стали пропадать люди. Дюмон увлеченно осваивает жанр абсурдистской комедии, по-прежнему соединяя в кадре профессиональных актеров с натурщиками. Получилось, по-моему, отвязно и смешно. (Программа "Эйфория").

"Куда бы еще вторгнуться" - кинопровокация от Майкла Мура, очередной взрывной фильм к президентской кампании в США, на этот раз в редком жанре документальной комедии. В первой же сцене Мур выступает перед собранием пентагоновского генералитета с предложением: чем тратить бездну денег и жизней на войны, лучше послать армию из одного человека - Майкла Мура. И посмотреть, что хорошего может почерпнуть великая Америка в том мире, к которому средний американец относится со снисхождением. И автор отправляется в путь, полный открытий. Главное из них: любое социальное и политическое устройство должно служить человеку, а не наоборот. Захватывающая и поучительная картина, актуальная для любой страны, включая Россию. (Программа "Свободная мысль").

"Море в огне" - еще один документальный фильм, по актуальности и способности волновать легко перекрывающий все игровое кино гуртом: никакая фантазия не сравнится с показанным впрямую фактом. Фильм Джанфранко Рози снят на итальянском островке Лампедуза - первой европейской суше, куда прибывают эмигранты из Сирии, Судана, Мали... И это совсем не тот образ "понаехавших", что навязывает телеящик. Человеческая трагедия, увиденная лицом к лицу, потрясает неправдоподобностью того, что происходит в реальности. Берлинский фестиваль присудил фильму Золотого медведя. (Программа "Эйфория").

Ценителей творчества братьев Дарденн предупреждаю: "Незнакомка" скорее разочарует. История девушки-врача, которая чувствует себя виноватой в гибели незнакомой чернокожей женщины, кажется искусственной и потому неубедительной. В конкурсе привлекают внимание "Козни": вслед за Абелем Феррарой итальянец Давид Гриеко предлагает свою версию смерти Пазолини - причудливо смешивает сексуальные и политические предпочтения режиссера, пришедшего к некоему краю бездны как в последнем фильме "Сало", так и в личной жизни.

Из классики не пропустите "Красный гаолян" Чжана Имоу, начавший взлет китайской "новой волны", "Королеву" Стивена Фрирза с фантастической Хелен Миррен, "Счастье" Александра Медведкина, которое можно считать предтечей российского музыкального кино, и ретроспективу Карлоса Сауры - корифея музыкального кино Испании.